Омер Спахич: Сунниты и шииты ближе друг к другу, чем кажутся
Общение с моими шиитскими друзьями, студентами, коллегами, а также просто знакомыми, позволяет понять одну простую истину. У нас нет ни существенных различий, ни разногласий по наиболее важным и фундаментальным вопросам, касающимся как Ислама, так и жизни.
Экзистенциальные вопросы, о которых идет речь, следующие: основные заповеди исламской акиды (веры или вероисповедания), основные обряды поклонения, практика и услуги, общие моральные и этические принципы, семейные ценности, социально-экономическая справедливость и добросовестность, неприкосновенность человека, особенно мусульманина – его жизни, собственности и достоинства, а также архитектура, городское планирование и развитие, охрана окружающей среды, устойчивость, безопасность, гигиена и все остальное, что можно отнести к макасид аш-шари’а (цели и задачи исламского шариата, такие как сохранение религии, жизни, рода и будущих поколений, интеллекта и собственности).
То, что обычно происходит между нами в ходе наших повседневных взаимодействий и диалогов, редко выходит за уровень обычных научных контактов. Хотя в наших дискуссиях всегда присутствует ярко выраженная религиозная и философская составляющая, в наших самых глубоких разногласиях ее как правило не бывает.
Только когда мы затрагиваем некоторые чувствительные, неправильно истолкованные и откровенно искаженные исторические эпизоды, политические происшествия, военные столкновения, а также преувеличенные, в реальности же мелкие идеологические и моральные проблемы, истоки которых уходят в прошлое и подпитываются им, только тогда проявляются более серьезные разногласия, и мусульмане начинают делиться на шиитов и суннитов.
Что это значит?
Это означает, что основная часть суннитов и шиитов (главным образом их умеренные ветви, такие как двунадесятники, имамиты, сосредоточенные преимущественно в Иране, Ираке, Азербайджане, Бахрейне и Ливане, и составляющие около 85% всех шиитов; и зейдиты, живущие в основном в Йемене) по существу являются мусульманами, и вместе составляют мусульманскую умму (общину). Ожидается, что они будут пользоваться всеми основными правами и выполнять все обязанности, связанные с такой принадлежностью.
Таким образом, они являются братьями и сестрами, несмотря на многочисленные политические и религиозные различия и проблемы, существующие между ними. Они должны быть друзьями, помощниками, сторонниками и защитниками друг друга, настолько, насколько это возможно. Они также должны проявлять жесткость и не уступать своим врагам и врагам своей веры, сохраняя между собой сострадание, доброту и понимание.
Сунниты и шииты, в общем и целом имеют схожие взгляды по наиболее фундаментальным теоретическим (акыда) и практическим аспектам Ислама, которые выделяются как священным Кораном, так и Сунной Пророка Мухаммада (САВ) в качестве общих характеристик принадлежности к Исламу.
Они верят в одного Бога, Всемогущего Аллаха, его бесконечные атрибуты и самые красивые имена, в одних и тех же пророков, в тех же ангелов и тот же Судный день. У них единое исламское мировоззрение и единая этическая система. Они читают один и тот же Коран, последний завет Аллаха всему человечеству, считая его милостью, руководством для людей, ясным доказательством, знамением и критерием оценки между добром и злом. Кроме того, они совершают те же молитвы, постятся в тот же священный месяц Рамадан, отдают тот же закят и совершают тот же хадж (паломничество) в Мекку. Они также обращают свои лица к одной и той же кибле, то есть Каабе, которая находится в Масджид аль-Харам в Мекке. Они противостоят одному врагу – Иблису и его огромной армии из числа джиннов и людей. И сунниты, и шииты являются разделяют концепцию «аль-‘Амр би-ль-ма’руф уа ан-нахи ‘ани-ль-мункар» (призывание к добру и отвращение от зла). Они одинаково любят тех, кто следует по пути Аллаха, и отстраняются от тех, кто выступает против этого. Наконец, все они стремятся и делают все возможное, чтобы заработать право стать верными слугами Аллаха, быть одаренными Его любовью, благодатью, Его неизмеримой милостью, и, в конце концов, заслужить место в Его Раю (Джанна).
То, в чем сунниты и шииты обычно расходятся, хотя и является важным в определенных религиозных, исторических и культурных контекстах, все же классифицируется как второстепенные, менее значимые и, порой, даже совершенно тривиальные вопросы и проблемы.
Роль политики и права (фикх)
Главные разногласия между двумя группами сводятся к двум основным компонентам: политике и праву (фикх).
Политика означает «искусство или науку, связанную с завоеванием и контролем над властью; соперничество между конкурирующими группами интересов или отдельными лицами за власть и лидерство; полный комплекс отношений между людьми, живущими в обществе» (Merriam-Webster).
Фикх – это исламская наука, с помощью которой на основе Корана и сунны Пророка (САВ) изучаются практические законы и религиозные обязанности человека в этом мире. Есть некоторые другие вторичные источники и принципы фикха, однако, они не должны никоим образом противоречить или отклоняться от духа и содержания Корана и сунны. Поэтому фикх буквально означает «глубокое понимание» или «полное понимание»; то есть, понимание послания Ислама в той же мере, что жизни и ее условий, для которых она была создана, и эффективное и приемлемое применение исламских принципов в необходимых сферах жизни.
Само собой разумеется, что в сфере как политики, так и фикха всегда будут иметь место разного рода разногласия и споры. Никогда не будет возможным достичь единообразия, унификации и совершенной гармонии. Попытки сделать это противоречили бы самой природе элементарных законов существования и эволюции человеческих обществ.
Поэтому в Исламе необходима тщательная этика разногласий и урегулирования конфликтов. В основе такой этической системы должны лежать фундаментальные ценности общей исламской этики, веры и нравственности. Ее руководящим принципом должно быть четкое разделение ошибочного и изменчивого с одной стороны и безошибочного и неизменного с другой, человеческого и мирского с одной стороны и религиозного и божественного с другой, что никогда не позволяло бы первому посягать на второе и влиять на него. Всегда должно быть наоборот.
В случае суннитско-шиитских разногласий и конфликтов этот вопрос усугубляется наличием у обеих групп в прошлом и в настоящем многочисленных политических и религиозных сторонников.
Что касается политики, то это был путь от чисто политической деятельности к возникновению с обеих сторон сложных идеологий. В результате многие исторические эпизоды и события были украшены, преувеличены, подделаны и искажены, иногда до неузнаваемости. Чем больше люди отрывались интеллектуально и духовно от истоков общественно-политических и религиозных явлений и событий, которые позже стали известны как унифицированные нормы суннизма и шиизма, тем более склонны они становились извращать и искажать их, внося в них путаницу.
В такой сложной обстановке эмоции перекрывали разум. Также во всех слоях общества неуклонно снижалась роль и влияние добродетельных людей, и верх брали люди, которые не только не основывали свои действия на исламской науке и духовности, но еще и обладали корыстными интересами в сложных событиях исламской истории.
Фикх и другие исламские науки часто служили интересам политики. В таких обстоятельствах пышным цветом расцветали такие духовные и интеллектуальные болезни, как посредственность, фанатизм, близорукость, апатия, ограниченность и закостенелость, сильно мешавшим развитию мусульманского культурного и цивилизационного пространства.
Страдая от постоянных негативных проявлений сектантства, многие потеряли способность видеть, понимать, и уж тем более действовать в соответствии с благородным наследием великих людей из числа первых трех поколений в истории исламской общины, для того чтобы использовать их наследие для решения политических и интеллектуальных споров и разногласий своего времени. Большинство этих образцовых личностей были выдающимися политическими, религиозными и интеллектуальными лидерами того, что сегодня называется суннизмом и шиизмом. Однако ни один из них не говорил ни на языке суннизма, ни на языке шиизма.
Первоначальном в Исламе не было таких понятий как суннизм и шиизм. Не было ни шиитского, ни суннитского Ислама. Существовали только Ислам в его первозданном и чистом виде, первое и лучшее поколение мусульман (сахабов/ сподвижников), и самая образцовая мусульманская община. Концепции суннизма (ахль ас-су́нна ва-ль-джама‘а) и шиизма являются результатами последующих времен и последующих поколений, которые характеризовались наличием у людей различных взглядов, духовных установок и социально-политических амбиций.
Болезненные последствия религиозного сектантства
Религиозное сектантство в сочетании с непрекращающимися политическими спорами и борьбой, а также интеллектуальной закоснелостью стали основой для вырождения и упадка мусульманской культуры и цивилизации.
До тех пор, пока мусульмане оставались слабыми и разобщенными под игом западного империализма, что полностью устраивало Запад, никого не волновали причины такого положения мусульман. Однако по мере того, как мусульмане начали демонстрировать некоторые признаки культурного возрождения, у Запада возникла необходимость использовать против них самое разрушительное оружие, которое только могло быть. Этим оружием стало религиозное сектантство и конфликт между суннитами и шиитами.
В результате, сегодняшние мусульмане настолько ослаблены и разобщены, что пребывают на грани тотального цивилизационного краха.
Большинство из нас стали жертвами этого нечестивого заговора. Не осознавая этого, многие из нас, тем не менее, активно участвуют в самоубийственном крестовом походе. Просто изучите свои взгляды, утверждения и, при необходимости, действия в отношении представителей другой исламской группы.
Мы попали в ловушку, устроенную врагами Ислама и мусульман, не сумев выскочить из нее. Мы не умеем думать и действовать свободно и беспристрастно. Мы относимся друг к другу не так как учит нас Ислам и Пророк Мухаммад (САВ). Сознательное нанесение ущерба, даже словом или молчаливым одобрением, самым ценным исламским принципам, таким как братство, единство, справедливость, сострадание, прощение, доброта, безопасность, культура, духовность, святость человека, жизнь, имущество и достоинство, не имеет никакого отношения к Исламу.
В то время как сегодня конфликты между суннитами и шиитами разгораются все с новой силой, многие мусульманские правительства, главным образом на Ближнем Востоке, показывают полную несостоятельность. Их решения и действия настолько ужасны, что часто возникает вопрос, служат ли они интересам Ислама и мусульман или же уничтожают их. Правители этих государств с завидным постоянством наносят такой же ущерб благосостоянию мусульман, как их западные и даже израильские коллеги, а иногда даже больше.
Не случайно в соответствии с Кораном и сунной, лицемеры и предатели являются наихудшей категорией людей, способной нанести наибольший ущерб обществу, поскольку они действуют изнутри. Их действия непредсказуемы, поэтому им трудно противостоять.
Несмотря на несостоятельность мусульманских правительств, рядовые мусульмане должны предпринимать собственные усилия. Молчать и бездействовать – не лучший вариант. Мы должны помнить, что однажды предстанем перед Всемогущим Аллахом и будем держать ответ относительно того, что мы сделали, чтобы исправить ситуацию.
Некоторые люди будут привлечены к ответственности в день суда за пролитие крови невинных мусульман, за конфискацию и уничтожение их имущества, за унижение и оскорбление чести, достоинства, священных религиозных норм, обычаев, институтов, мест и символов мусульман. Убедитесь, что вы не один из таких людей. Будьте готовы к ответу перед Аллахом, вашим Господом, за свои идеи, слова и действия в обстановке сегодняшней беспрецедентной фитны (испытание и состояние тревоги и хаоса).
Предложения по сближению суннитов и шиитов
Ниже приводятся простые, но полезные предложения по улучшению суннитско-шиитских отношений.
Не обобщайте какую-либо группу людей. Ни сунниты, ни шииты не являются ангелами, включая любого из нас. Но они также не являются и демонами. Единственным судьей является Всемогущий Аллах
Изучайте Ислам на основе его самых достоверных источников – Корана и сунны. Все остальное – это либо понимание, объяснение, толкование этих источников, либо претворение их положений в жизнь. Ни мусульманская политика, ни право (фикх), ни исламская культура, ни цивилизация не являются Исламом. Ислам и мусульман, к сожалению, чаще всего нужно различать. Соответственно, ни суннизм, ни шиизм не являются совершенным воплощением Ислама.
Наименования суннизм и шиизм, хотя в некоторых контекстах имеют значение, являются искусственными. Человек никогда не войдет в Рай Аллаха (Джанна), будучи суннитом, шиитом, суфием, салафитом, ибадитом, ваххабитом, ханафитом, шафиитом, маликитом, ханбалитом и т.д. Туда по милости Аллаха войдут такие категории, как верующие, праведники, добродетельные, богобоязненные, творящие добро, мученики и т.д. Никогда не поступайтесь существенным в обмен на несущественное, главным в обмен на второстепенное.
Изучайте исламскую историю, но только из достоверных и надежных источников, потому что созданные людьми исторические источники не отличаются абсолютной надежностью. Всегда рассматривайте исторические эпизоды на фоне послания и духа Корана и сунны.
Пусть вас повсюду ведут ваш здравый разум и логика, а не эмоции и страсти. Эмоции в определенных критических ситуациях могут быть опасны и ввести в заблуждение. Основываясь на эмоциях нельзя создать жизнеспособную цивилизацию. Многие люди думают сердцем, а не головой. В то время как цивилизации строятся в основном в опоре на инклюзивные идеи, знания и системы ценностей, в сочетании со стратегическими программами и планами.
Кроме того, будьте внимательны и остерегайтесь спекуляций, предположений, предвзятости, фанатизма и нетерпимости. Пообещайте себе и Всемогущему Аллаху, что вы будете преданными и честными в своих стремлениях.
Помните также, что Ислам не потворствует мифам, легендам, выдумкам и любым бездоказательным и иррациональным историям. Ислам имеет дело с подлинным, фактическим и разумным.
Когда вы читаете, обсуждаете, пишете или имеете дело с какой-либо из проблем взаимоотношения суннитов и шиитов, помните, что вы не можете остановить волну, но можете научиться серфингу и плаванию. Имейте в виду, что большинство вопросов взаимоотношения суннитов и шиитов не являются черно-белыми по своей природе, потому что они не имеют дело с столпами или основами религии. Вы едва ли встретите двух людей, которые думают одинаково, независимо от того, сколько у них общего. Это относится и к суннитам, и к любой другой религиозной или политической группе.
Задайтесь вопросом, можно ли перестать рассматривать разногласия и споры суннитов и шиитов как угрозу, и вместо этого начать рассматривать их как возможность для взаимопонимания, взаимообогащения и сотрудничества в определенных нейтральных сегментах жизни. Всем нужны друзья и союзники, и в сегодняшние исключительно неспокойные для Ислама и мусульман времена лучшими союзниками для любой мусульманской группы являются другие мусульмане.
Разве веры в одного Аллаха, следования за одним Пророком (САВ), чтения одного Корана и обращения лиц к одной кибле недостаточно для создания общей основы для диалога и сотрудничества против явных врагов как суннитов, так шиитов? На основе этих общих моментов стороны могут постепенно сближаться друг с другом и в других более чувствительных и сложных областях. Ирония заключается в том, что некоторые сунниты легко находят общий язык с врагами мусульман и действуют против некоторых шиитов, и таким же образом некоторые шииты поступают в отношении некоторых суннитов.
При общении или беседе с кем-то, с кем вы не согласны, определяйте приоритетность вопросов. Не делайте из мухи слона, избегайте наигранного поведения, и не задавайте много второстепенных вопросов. Разногласие по каждому вопросу не должно превращаться в проблему или препятствие. Проявите терпение в этом процессе, снизьте свои ожидания и помните, что и сунниты, и шииты нуждаются друг в друге. Они ближе друг к другу, чем кажется; гораздо ближе, чем к любому из своих реальных и потенциальных врагов, которые лицемерно представляются их союзниками.
Омер Спахич: Помните, что и сунниты, и шииты нуждаются друг в друге. Они ближе друг к другу, чем кажется; гораздо ближе, чем к любому из своих реальных и потенциальных врагов, которые лицемерно представляются их союзниками.
Всегда отделяйте взгляды, представления и трактовки человека от его личности и характера. Личность всегда нужно уважать. Помните, что то, как вы понимаете и объясняете слова, идеи и действия человека – не всегда именно то, что человек имел в виду. Учитесь слушать и проявляйте мудрость. Будьте позитивными и всегда имейте обо всем положительное мнение. Ключом к успеху являются знания, хорошие коммуникативные навыки, надлежащие методы и каналы, и скромное поведение.
Учитесь принимать истину и мудрость, когда бы и откуда бы они ни приходили. Будьте активным, а не пассивным. Постоянно напоминайте себе, что ваша цель – помочь, быть полезным и, возможно, способствовать решению проблемы. Не усугубляйте ситуацию, пытаясь всячески доказать свою точку зрения. Ваше намерение никогда не должно заключаться в том, чтобы одержать победу в споре, поскольку многие из них исключительно сложные и поэтому заведомо проигрышные. Из этого следует, что некоторые наиболее чувствительные и запутанные вопросы должны быть объявлены неразрешимыми и приняты как таковые всеми.
Призывая на путь Аллаха всегда руководствуйтесь небесным руководством: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди спор с ними наилучшим образом…» (16: 125); «… говорите людям прекрасное…» (2: 83); и «… Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (41: 34).
Попытка суннитов и шиитов перетянуть друг друга на свою сторону ведет их в никуда. Это лишь отнимает их энергию. В конечном счете это становится одним из главных препятствий на пути к наведению мостов между суннитами и шиитами, и налаживанию между ними подлинного диалога. Подобный прозелитизм, который в последнее время принял беспрецедентные масштабы, вызывает беспокойство.
Таким образом, необходим немедленный, искренний суннитско-шиитский диалог без каких-либо условий. Это можно даже рассматривать как коллективное религиозное обязательство. Чем скорее он начнется, тем лучше. Нынешняя ситуация такова, что от этого диалога выиграют и сунниты, и шииты.
Поразительно, что многие мусульмане с гордостью призывают и активно участвуют в диалогах с христианами, иудеями, буддистами, индуистами и т. д., создавая с этой целью многочисленные организации и институты, тратя на это много денег, но при этом отвергают возможности диалога со своими единоверцами.
Сунниты и шииты имеют гораздо больше общего, чем это может показаться. То, что может действительно объединить или приблизить их друг к другу, значительно перевешивает то, что в настоящее время разделяет их и отчуждает друг от друга. Причины разногласий должны быть пересмотрены.
Омер Спахич / islamicity.org
Доктор Омер Спахич, босниец, в настоящее время проживающий в Малайзии, является доцентом факультета исламских знаний и гуманитарных наук Международного исламского университета Малайзии (МИУМ). Он учился в Боснии, Египте и Малайзии. В 2000 году он получил докторскую степень в Малайском университете по исламской истории и цивилизации. Его научные интересы охватывают исламскую историю, культуру и цивилизацию, а также историю и теорию исламской архитектурной среды. В 2003 году его книга «Изучение исламской архитектурной среды» удостоилась награды МИУМ за лучшую публикацию, а в 2015 году его книга «Архитектура и общество» удостоилась Малайзийской национальной книжной премии.