Теперь в Гималаях: повторят ли мусульмане Ладакха судьбу рохинья в Мьянме?
Индийский регион Ладакх в провинции Джамму и Кашмир примерно поровну разделен между буддистами и мусульманами: 49% мусульман и 51% буддистов. В последние годы в многонациональном сообществе этого региона возникли трещины. Ассоциация буддистов Ладакха (LBA) стала использовать риторику, которая перекликается с риторикой буддистских радикалов на Шри-Ланке и в Мьянме: они утверждают, что их идентичность находится под угрозой, что мусульмане их численно превосходят и “заманивают” буддийских женщин в межконфессиональные браки.
Напряженность в отношениях между общинами обострилась прошлой осенью, когда межконфессиональный брак между двумя молодыми людьми – девушкой из буддистской семьи и мусульманином – вызвал решительный протест со стороны LBA и попал в заголовки национальных газет.
С тех пор скандал улегся, и эта пара счастливо вышла замуж, но дело лишь выявило углубляющиеся линии возникающего межконфессионального разлома в предгорьях Гималаев.
Ладакх имеет многовековую историю не только мирного сосуществования этнических групп, но и смешанных браков. Например, буддистский царь Ладакхи 16-го века Джамян Намгьял женился на Гьяле Хатун, мусульманской принцессе шиитов-балти, что способствовало притоку в этот регион представителей балти, которые продолжают жить в Ладакхе и сегодня.
Поскольку в Индии обострилась межконфессиональная напряженность, межконфессиональные браки стали недавно оспариваться и в Ладакхе. Понятие “джихад любви”, связанное с бытующим в некоторых индуистских группах представлением о том, что мужчины-мусульмане активно ухаживают за женщинами из их религиозной общины с целью обратить их в свою веру, теперь является ключевой частью буддийского дискурса в Ладакхе.
Любой человек, родившейся в Ладакхе у буддийских родителей, автоматически признается членом LBA. Организация была основана в 1933 году для сохранения буддийской культуры и предоставления социальных услуг буддистам. Однако в ней также имеется радикальное крыло, которое периодически разжигает напряженность в отношениях между буддистами и мусульманами. Например, с 1989 по 1992 год LBA призывала к экономическому бойкоту мусульман региона.
По мнению многих жителей Ладакха, жесткая риторика со стороны членов этой организации в последние годы усиливается.
Многие чиновники LBA разжигают страх перед “мусульманским перенаселением”, что является общим рефреном для подобных организаций в других частях мира и важным компонентом буддистского шовинизма в Мьянме, который подпитывает подавление мусульман-рохинья.
Сяда Бано, 65-летняя владелица магазина в Лехе, поставила под сомнение поднявшийся недавно фурор по поводу межконфессиональных браков. В возрасте 16 лет она влюбилась в мусульманского социального работника, которого она встретила, продавая овощи на рынке Лех, перейдя из буддизма в ислам, родила от него троих детей и прожила с ним “прекрасную жизнь”.
“В те дни это было более распространено, и никто не делал из этого большой проблемы”, – сказала она. “Я не обратилась в ислам под принуждением, и я не думаю, что девушки в эти дни делают это под принуждением … просто буддисты здесь становятся все более нетерпимыми.”
Исламосфера