Бар – мусульманский город в Черногории

Побывавший в Черногории турецкий журналист Бурак Четик описывает свои впечатления и знакомство с местными мусульманами.


Проезжая по Черногории, мы наблюдали пышные зеленые пейзажи. Единственное, что нарушило гармонию приятного путешествия, это плохие дороги. Помимо этого, путь затруднил проливной дождь.

Балканы – место, где встречаются европейская и исламская культуры.

Первой частью Черногории, куда мы прибыли, был город Рисан. Мы были совершенно очарованы великолепным видом на залив, который открылся нам при спуске с гор. Рисан – небольшой ухоженный городок. Он напомнил мне старый Босфор.

Karadağ'ın Kotor Körfezi'ndeki Risan kasabasının kökeni, Kotor Körfezi'ndeki en eski yerleşim yeri olan antik Rhizon'a kadar uzanmakta.

Рисан / Источник: GZT

Далее наш путь лежал в Котор, где мы прогулялись по историческому центру города, а далее поехали в Будву. В отличие от Котора, мы нашли здесь небольшую мечеть, в которой смогли совершить намаз. Пользуясь случаем, я начал рассматривать книги в библиотеке мечети. Помимо переводов таких авторов, как Мехмед Ниязи, Сальман аль-Ауда, Юсуф аль-Кардави, здесь были и издания турецкого Управления по делам религии, в том числе на турецком языке. Было очевидно, что мечетью пользовались наши соотечественники, проживающие в этом районе. В Черногории мы часто встречали турок. Значительная часть торговцев Котора принадлежала к турецкой общине.

Сокровища исламской культуры в Родопских горах.

Хотя Котор и Будва были прекрасны, отсутствие мечетей в городах и азана огорчало нас. В то же время большой проблемой было то, что мы не могли найти халяльную еду. Нам сообщили, что мусульманское население Черногории сосредоточено в городе Бар, там есть мечети, и можно спокойно найти пищу халяль. Таким образом, из Будвы мы отправились именно туда. Путь занял около часа.

Budva, Kotor’a nazaran daha yaz tatili beldesi havası veriyordu.

Будва / Источник: GZT

Город Бар – один из городов Черногории, где проживают люди самых разных вероисповеданий и национальностей. 20% населения этой страны составляют мусульмане, и большинство из них живут в Баре.

Медресе Иса-бега – старейшее мусульманское учебное заведение Балкан.

Прибыв в Бар, мы направились на поиски места, где можно пообедать. Халяльное кафе мы обнаружили в куллие (комплексе) Селимие – самой большой мечети Бара. Нас порадовали цены на мясо, которые были значительно ниже, чем в Турции.

Bar şehri, Karadağ'daki en çok farklı dinin ve milletin yaşadığı şehirlerden biri. Aynı zamanda Karadağ’da yaşayan yüzde 20’lik Müslüman nüfusun çoğu Bar’da yaşıyor.

Бар / Источник: GZT

Этот комплекс является духовным центром черногорских мусульман. Кроме мечети и кафе здесь действует образовательный центр. Расходы на содержание комплекса покрываются за счет доходов, полученных от магазинов, расположенных в нижней его части. Интеграция мечети с социальной жизнью показывает, что ислам – это религия, которая затрагивает все сферы деятельности людей. Многие местные мусульмане предпочитают комплекс Селимие, как с точки зрения социальной среды, так и для проведения разных торжеств и мероприятий.

Старинная библиотека в Сараево: бастион исламских знаний на Балканах.

Selimiye Camii, Bar’ın en büyük camisi konumunda.

Комплекс Селимие / Источник: GZT

Селимие была построена в 2002-2014 годах Исламским союзом Бара при содействии Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TİKA). Главным имамом комплекса является Муиддин Милаими.

Мустафчийство – ремесло, принесенное на Балканы мусульманами.

Архитектура комплекса типично турецкая, как и интерьер мечети, имеющей два минарета. Располагаясь на одном из холмов Бара, он виден из многих точек города. В этом отношении Селимие напоминает грандиозные мечети на холмах Стамбула.

Selimiye Camii'nin içi.

Интерьер мечети Селимие / Источник: GZT

С наступлением полудня в Селимие прозвучал призыв к молитве. Нам было очень приятно услышать его и иметь возможность молиться вместе с местными мусульманами. Мы почувствовали себя совершающими намаз в Стамбуле. Этому способствовали и громкое поминание (тасбихат), произносимое после молитвы, и кираат (чтение Корана) имама.

Мост на Дрине – свидетель истории Балкан.

После намаза мы отправились осматривать исторические здания, расположенные выше Селимие. Узкие улочки Бара напомнили нам Бурсу. Собственно, многие города на Балканах вызывают такие ассоциации.

Bar şehrinde surlarla çevrili olan eski şehre girmek ücretli.

За вход в Старый город Бара, окруженный стенами, взимается плата / Источник: GZT

Значительная часть достопримечательностей сосредоточена в Старом Баре, расположенном на расстоянии от современного города. За вход в окруженную стенами цитадель взимается плата. Около ворот нас встретила историческая мечеть Омера-паши, построенная в 1662 году. Она расположилась на одной из самых высоких точек города и не имеет купола. Когда мы вошли внутрь, чтобы совершить намаз, то увидели шоколадные конфеты, лежащие у стены в главном зале. Позже, когда мы сидели в кафе возле мечети, то узнали, что некоторые прихожане, главным образом, турки, специально оставляют их для детей. Это очень хорошая идея.

Мечеть Шумен – крупнейшая в Болгарии и на Балканах.

В кафе мы перевели дух и выпили кофе. Нас немного удивило, что официант говорил по-турецки, но мы знали, что в этом регионе это вполне обычное явление. Кафе было небольшим и уютным. Благодаря его расположению из него также открывается очень красивый вид. Слева находится Старый Бар, позади мечеть Омера-паши, а справа Текке Хасана – историческая суфийская обитель.

Ömer Paşa Camii, zamanında, eski çarşıdaki sur kapılarının namaz vakitlerinde kapanması üzerine akşam namazına geç kalan Ömer Paşa'nın iki oğluyla, 1662'de surun dışına yaptırdığı bir cami olarak ibadet edilmeye devam ediyor.

Мечеть Омера-паши / Источник: GZT

Текке Хасана было закрыто, но заглянув в окно, мы увидели, что внутри имеется «пост» – место, на котором восседает шейх, возглавляющий обитель, а само помещение обустроено. Насколько я понял, текке была действующей. Посещая разные регионы, мы могли видеть, что культура суфизма широко распространена на Балканах. Я думаю, что мусульмане, живущие в Баре, также близки к суфийской мысли.

Дебар – мусульманский город в Македонии.

Осматривая могилы мечети Омер-паши и Текке Хасана, мы увидели надгробия, принадлежащие разным суфиям. При этом в некоторых могилах были похоронены государственные чиновники. Кладбище навело меня на мысль, что раньше Бар был оживленным исламским центром. Если посмотреть на Старый Бар и изучить историю мусульман, поселившихся здесь после османских завоеваний, то кажется, что попал в совсем другой мир.

Caminin içine çocuklar için konulmuş sürprizler.

Сюрпризы для детей внутри мечети / Источник: GZT

Был вечер, когда мы добрались до гавани Бара, где смогли полюбоваться красивым закатом. Прогуливаясь по опрятному и чистому пляжу, мы встретили много турок. Большинство из них приехали сюда работать. О Черногории в целом они отзывались положительно. Так как это небольшая спокойная страна, то особых проблем у них не наблюдалось. Мы, привыкшие к толпам народа, не смогли полностью адаптироваться к местной тихой жизни.

Тетово и его уникальное мусульманское наследие.

Когда пришло время вечерней молитвы, мы снова поднялись в комплекс Селимие. Совершив намаз, мы некоторое время гуляли по базару около мечети. Здесь продавались и сувениры Исламского союза Черногории. Купив необходимое для поездки, мы отправились в Боснию, где остановились до этого. Таким образом, нам удалось увидеть города, созданные двумя разными цивилизациями, и вернуться в Сараево. Когда будете в Черногории, обязательно посетите Бар, познакомьтесь с местными мусульманами и передайте им наш салям.

Ömer Paşa Camii, Osmanlı mezar taşlarına ve Hasan Tekkesi’ne komşuluk ediyor.

Мечеть Омер-паши находится рядом с османскими надгробиями и текке Хасана / Источник: GZT

Источник: Национальная организация Туризма Черногории

Источник: celebritycruises.com

Исламосфера

Комментарии