Имран Хан: крикет стал для меня знамением Аллаха
Бывший игрок в крикет и нынешний премьер-министр Пакистана Имран Хан рассказал Arabnews, как прошел путь от типичного представителя европеизированной пакистанской элиты до осознания истинности ислама.
Мое поколение выросло в эпоху, когда в Пакистане еще живо ощущались связи с бывшей метрополией. Наши родители были рабами и имели комплекс неполноценности перед англичанами. Школа, в которой я учился, была похожа на все элитные учебные заведения. Хотя мы и получили независимость, наша система образования была скопирована с английской. Я прочитал Шекспира – это хорошо, но в учебной программе отсутствовал наш национальный поэт Икбал. Уроки ислама не воспринимались как что-то серьезное.
Хотя во время разных школьных мероприятий мы и выкрикивали лозунги: «Да здравствует Пакистан», свою культуру и религию я считал отсталыми.
Мухаммад Икбал: “Суть жизни – найти самого себя”.
Благодаря силе западных СМИ, нашими кумирами были герои западных фильмов и поп-звезды. А в Оксфорде, куда я уехал учиться после школы, не только ислам, но и все религии считались анахронизмом.
Для того, чтобы понять, почему Запад так стремился к светскости, вы должны отправится в такие города, как Кордова, и увидеть приспособления для пыток, которые использовала испанская инквизиция. Также преследование церковью ученых привело к формированию представлений о том, что религия является оплотом отсталости. Но причина, по которой отдаляются от религии такие люди, как я, это ислам, практикуемый большинством наших проповедников. Между их проповедями и поступками существует огромная разность. Кроме того, вместо того, чтобы рассказывать о философии, заключенной в религии, упор делается на ритуалах. Но хуже всего то, что разные деятели и группы используют ислам в своих политических целях.
Поэтому я лишь чудом не стал атеистом. Единственная причина, которая остановила меня от этого, – религиозное воспитание, которое дала мне мама. Однако из ислама я выбирал только то, что мне было по нраву. Хотя отец настойчиво старался отвести меня в мечеть, я появлялся там только в дни праздников и иногда по пятницам.
Когда я стал спортсменом и достиг успехов на этом поприще, то полученный мною в наследие комплекс неполноценности прошел. Я жил между двумя культурами, и начал видеть положительные и отрицательные моменты каждой из них.
Новый университет в Пакистане будет готовить мусульманскую интеллектуальную элиту будущего.
Запад имеет сильные общественные институты. Но есть одна область, где мы сохраняли и сохраняем превосходство над ним – это семья. Я начал понимать, что разрушение семьи – самая великая потеря Запада. Кроме того, стараясь избавиться от гнета церкви, европейцы отдалились и от Всевышнего, и от религиозных ценностей.
Наука, достигшая в наши дни такого развития, может ответить на множество вопросов. Но на два не сможет никогда: первый – в чем смысл нашей жизни, а второй – что ждет нас после смерти? Материалистическая и гедонистическая культура, господствующие на Западе, являются источником перманентных психологических проблем у человека, потому что способствуют возникновению дисбаланса между телом и душой. 60% жителей США навещают психологов. Самый высокий уровень самоубийств приходится на Швецию и Швейцарию – страны с самым высоким уровнем жизни. После уменьшения влияния религии с 70-х годов неудержимо продолжается падение морали.
В Коране говорится о «знамениях для людей размышляющих», приводящих человека к Аллаху. В 80-е годы для меня таким знамением стал крикет. Будучи игроком и хорошо зная суть игры, я понимал, что итог матча в той же мере зависит как от моего мастерства, так и от удачи. Я стал размышлять над тем, что, в своей сути, всем этим руководит Аллах.
С изданием «Сатанинских стихов» Салмана Рушди мусульмане, подобно мне, интегрированные в западную культуру, оказались перед выбором: протест или спор. Чувствуя всю несправедливость нападок на ислам, я принял решение бороться. Но так как я не имел достаточных религиозных знаний, то стал ощущать необходимость в их получении. Я начал поиски, и для меня настало время духовного просвещения.
В Пакистане назрела реформа исламского образования.
Я хотел яснее объяснить, что значит для меня «постижение истины». В Коране часто встречается фраза «кто верует и творит благие деяния». То есть мусульманин имеет обязанности как перед Аллахом, так и перед людьми. Выполняя свои обязанности перед людьми, я сам стал лучше. Вместо того, чтобы жить для себя, я, имея возможности, дарованные мне Аллахом, стараюсь использовать их для помощи тем, кому Он даровал меньшее.
В переводе с арабского языка ислам означает «покорность, подчинение». Сейчас я понимаю истинный смысл ислама в этом значение: когда ты покоряешься повелениям Аллаха, то обретаешь внутреннее спокойствие.
Имран Хан – пакистанский государственный деятель, бывший профессиональный игрок в крикет. Является лидером партии Движение за справедливость. Премьер-министр Пакистана с 2018 года.
Исламосфера