Жизнь Руфину: рабство, свобода и ислам в Бразилии

Руфину Жозе Мария был попавшим в рабство мусульманским священнослужителем йоруба из государства Ойо в современной Нигерии. Оказавшись в Бразилии, он выкупил себя из рабства и вернулся в Западную Африку, чтобы углубить свои религиозные знания, а после вновь отправился в Южную Америку, сообщает портал Slavery and Remembrance.


Руфину Жозе Мария родился в городе-государстве Ойо недалеко от Бенинского залива в Западной Африке (современная Нигерия) в начале XIX века. В 1817 году в ходе нестабильности и беспорядков, вызванной распадом империи Ойо, Руфину был схвачен и продан португальским работорговцам.

В 1822 или 1823 году он был доставлен в штат Баия в Бразилии, и куплен аптекарем в Сальвадоре, который обучил Руфину готовить. Между 1830 и 1833 годами Руфину был продан Жозе Марии Пезанье, судье высокого суда.

Два года спустя мужчина получил свободу, выкупив себя за 600 000 реалов, накопленных им за годы рабства, и принял имя своего бывшего хозяина. Таким образом, в историю он вошел как Руфину Жозе Мария. Вскоре после этого он отправился в Рио-де-Жанейро, где в начале 1840-х годов устроился коком на невольничье судно «Эрмелинда» и был вовлечен в торговлю рабами, хотя она была запрещена к тому времени в Бразилии. Британский патрульный корабль захватил «Эрмелинду» у берегов Анголы 21 октября 1841 года. Руфину был доставлен в Сьерра-Леоне в Западную Африку в 1841 году для суда.

Мусульмане Бразилии XIX века в мемуарах багдадского путешественника.

В 1845 году Руфину вместе с сыном вернулся в Бразилию и поселился в Ресифи. Там он занимался целительством, изготавливал амулеты, а также был духовным лидером, алуфа, местной афро-мусульманской общины / Источник: Slavery and Remembrance

Хотя путешествие обернулось для Руфину экономическим крахом, три месяца, проведенные в ожидании суда в Сьерра-Леоне, он потратил на обучение религии. Мужчина улучшил свои познания в исламе, Коране и арабского языка, обучившись в мусульманском районе упомянутого города Фура-Бей. Позже он выступал в качестве свидетеля в судебном процессе и почти два года посещал занятия с мусульманскими наставниками. 

В 1845 году Руфину вместе с сыном вернулся в Бразилию и поселился в Ресифи. Там он занимался целительством, изготавливал амулеты, а также был духовным лидером, алуфа, местной афро-мусульманской общины. Он не отказывал в помощи ни белым, ни черным, ни свободным, ни рабам, ни бразильцам, ни африканцам.

Скрытая история ислама в Бразилии.

Жоао Жозе Рейш, Флавиу душ Сантуш Гомеш и Маркуш Ж. М. ди Карвалью «История Руфину: рабство, свобода и ислам в Черной Атлантике» / Источник: Amazon

В 1853 году в Ресифи, несколько чернокожих – свободных и вольноотпущенников – включая Руфину, были арестованы по подозрению в их участии в заговоре рабов. Власти опасались, что заговорщики тайно учили невольников читать и писать по-арабски. Полиция использовала в качестве доказательства большое количество рукописей на этом языке, найденных у Руфину. Такие же материалы были обнаружены в Баии тридцатью годами ранее, где произошло крупнейшее восстание рабов. Во время допроса властями Руфину, как сообщается, сохранял спокойствие. Полиция не установила за ним вины и отпустила его.  Вскоре после этого, в декабре 1853 года, он скончался.

Жизнь Руфину позволяет проследить исторический контекст Бразилии и Африки XIX века, а также диапазон возможностей, открытых перед африканцами, несмотря на тяжелое давление рабства. Ему посвящена книга Жоао Жозе Рейша, Флавиу душ Сантуша Гомеша и Маркуша Ж. М. ди Карвалью «История Руфину: рабство, свобода и ислам в Черной Атлантике» (João José Reis, Flávio dos Santos Gomes, Marcus J. M. de Carvalho, 2020, The Story of Rufino: Slavery, Freedom, and Islam in the Black Atlantic).

Омар ибн Саид: исламский ученый из Африки, умерший рабом в Америке.

Исламосфера

Комментарии