Гюль Баба: таинственный дервиш, похороненный в Будапеште

На вершине Холма роз, откуда открывается великолепный вид на Будапешт, расположен мавзолей Гюль Баба – дервиша суфийского братства Бекташия. Это имя, которое можно перевести с турецкого языка как «отец роз», он получил благодаря тому, что постоянно носил на своей чалме розу. Легенда гласит, что именно он познакомил жителей Венгрии с чудесным цветком розы, однако это не так, ведь розы  были известны в Будапеште задолго до османского завоевания. История мусульманского поэта и суфия Гюль Бабы, в погребальной молитве по которому принимал участие сам великий султан Сулейман Великолепный, окутана ореолом тайн, мистификаций и загадок. Мы постараемся пролить свет на некоторые из них.


Деревянный меч

Для начала следует отметить, что дервиши братства Бекташия были духовными наставниками янычарского корпуса, а потому сопровождали войска Османской империи во всех военных походах. Они поддерживали боевой дух армии, рассказывали поучительные мусульманские притчи, а иногда, даже принимали участие в самих сражениях.

Предания гласят, что Гюль Баба сражался, используя свой деревянный меч. Мечу приписывают разные необычайные свойства и говорят, что он принадлежал некогда самому Али (да освятит Аллах его лик!), и даже связывают его с Зульфикаром. Понятно, что это преувеличения, однако упоминания о деревянном мече встречаются в различных бекташийских легендах, что дает основание предполагать, что меч все же был, но носил какой-то символический характер.

В легенде о Хаджи Бекташе Вели, например, говорится, что сам Ахмед Ясави повязал на поясе Хаджи Бекташа деревянный меч, когда отправил его в Бадахшан для спасения Кутб ад-дина Хайдара – основателя движения каландаров. Кроме того, датский писатель Ханс Кристиан Андерсен в своих путевых заметках, которые он оставил после возвращения на родину, посетив Османскую империю, Венгрию и Германию, также упоминает о деревянном мече Гюль Бабы, который висит на стене его мавзолея в Будапеште.

Справедливости ради стоит отметить, что сейчас в мавзолее никакого меча нет, а на скульптуре, что стоит на территории мавзолея, Гюль Баба изображен без меча. Относительно этого таинственного меча также существует и греческая легенда, связанная с завоеванием Константинополя. Согласно ей, когда Константинополь был окружен османским войском, Бог послал ангела, чтобы передать византийскому императору деревянный меч, с помощью которого он смог бы защитить город. Ангел избрал в качестве посредника святого Агапия. Тот сразу же прибежал во дворец и сказал императору, что Бог послал этот меч для победы над турками. Увидев, что меч деревянный, император рассердился и воскликнул: «У меня есть меч, который принадлежал самому царю Давиду», после чего прогнал Агапия прочь. Расстроенный Агапий пошел к турецкому султану Фатиху Мехмеду, который с большой радостью принял деревянный меч и завоевал с его помощью  Константинополь, впоследствии ставший Стамбулом, а Агапий принял ислам и стал мусульманином.

Один шейх или два разных?

Другой, не менее интересный, вопрос – это возраст Гюль Бабы. По поводу даты смерти бекташийского дервиша разногласий нет. Известно, что он пал мученической смертью во время завоевания Будина (нынешний Будапешт) Сулейманом Великолепным в 1541 году. Однако многие источники утверждают, что он принимал участие практически во всех сражениях Османской империи с периода правления Фатиха Султана Мехмеда вплоть до времени правления Сулеймана Великолепного.

Напомним, что речь идет о периоде длиной в целое столетие, за который в Османской империи сменилось шесть правителей, а некоторые из них за это время даже успели дважды побывать на престоле. А это значит, что даже если Гюль Баба, будучи в расцвете сил, сражался вместе с Фатих Султаном Мехмедом, то ко времени Сулеймана Великолепного он должен был уже стать немощным стариком.

Возможно, были два разных суфия, которых именовали Гюль Баба. Судя по всему, один из них жил во времена султана Фатиха Мехмеда, обучал его хадисам и тафсиру Священного Корана. Настоящее его имя было Мехмед, он умер в Эдирне, где и был захоронен. О принадлежности его к братству бекташия никаких сведений нет. Второй суфий жил на рубеже XV-XVI веков, его настоящее  имя было Джафар, и он оказался больше известен не только в турецкой, но и в зарубежной литературе. Далее речь пойдет именно о нем.

Будущий университет

Сегодня Гюль Баба считается в некотором смысле духовным основателем Галатасарайского университета – одного из ведущих и элитных вузов современной Турции –  с этим связана следующая история. Однажды султан Баязид II охотился в окрестностях тогдашнего Константинополя в районе Галаты и увидел прекрасно ухоженный сад и дервиша, совершающего намаз среди роз. Дервишем оказался Гюль Баба. Он показал султану сад. Восхищенный его великолепием, Баязид II захотел вознаградить дервиша за старания и сказал, что исполнит любое его желание. Согласно преданию Гюль Баба попросил построить школу и больницу. Султан исполнил пожелание дервиша и в 1481 году на этом месте были возведены мектеб, который стала школой, готовившей государственных служащих и превратился во времена султана Абдулазиза в Мектеб-и Султани и Дару-ш-шифа (больница при учебном заведении). Если это так, то современные наследники Османской империи до сих пор пожинают плоды дальновидности бекташийского дервиша Гюль Бабы, жившего много столетий тому назад.

Мавзолей и османское наследие в Венгрии

Как уже было сказано, жизненный путь Гюль Бабы закончился в Будапеште, во время завоевания венгерской столицы Сулейманом Великолепным в 1541 году, после чего Венгрия приблизительно 150 лет находилась под властью Османской империи.

По разным данным на заупокойной молитве (джаназа-намаз) собрались от 100 до 200 тысяч мусульман, среди которых был и сам султан, несший в сопровождении других видных участников этого похода тело Гюль Бабы. В период между 1543 и 1548 годами по распоряжению бейлербея Буды (Будапешта) Мехмет-паши на возвышенности, которая позже получит название «Холм роз», был воздвигнут мавзолей в форме восьмиугольника. Рядом с мавзолеем была построена текке – обитель для дервишей, которая была разрушена после того, как Габсбурги вернули себе управление над Венгрией в 1686 году, однако сам мавзолей оставался нетронутым некоторое время.

Впоследствии христианский орден иезуитов перестроил мавзолей в часовню, которая была названа в честь Святого Иосифа. Позднее земля, на которой находится мавзолей Гюль Бабы, была выкуплена Яношем Вагнером, который дает разрешение османским паломникам на посещение мавзолея. В 1867 году во время визита султана Абдулазиза в Европу венгерское правительство по просьбе османской стороны возвращает мавзолею прежний статус, после чего начинаются работы по приданию первозданного вида.

После завершения реставрационных работ в 1914 году мавзолей был объявлен национальным достоянием Венгрии. Во время Второй мировой войны, монумент сильно пострадал, но был восстановлен в послевоенный период. С 1990 года мавзолей является собственностью Республики Турция, организован фонд, осуществляющий надлежащий уход за историческим сооружением.

На сегодняшний день в венгерской столице память об османах хранит не только мавзолей Гюль Бабы, расположенный на улице Мечет, неподалеку от моста Маргарет, но и различные мечети и хамамы – турецкие бани, построенные османскими архитекторами на термальных источниках Будапешта, температура воды в которых доходит до 77 градусов по Цельсию. Но это уже совсем другая история.

Булат Ногманов

Комментарии