Каллиграфия эмоций Хасана Масуди
Хасана Масуди называют одним из самых выдающихся художников-каллиграфов современности.
Хасан Масуди родился в 1944 году в городе Наджаф в Ираке, в начале 1960-х переехал в Багдад, где изучал различные классические стили каллиграфии и изобразительное искусство. Как он рассказывает, мастеров в этой области тогда было не очень много: «В 1958 году, когда произошла смена режима, в стране появилась группа из четырех или пяти молодых каллиграфов, и я был одним из них». Художник говорит, что существует традиционный метод обучения этому искусству путем передачи знаний от мастера к ученику, но сам он не учился таким образом.
В 1969 году он переехал в Париж, спасаясь от нарастающих конфликтов на своей родине. Здесь молодой человек поступил в Школу изящных искусств, где изучал ряд традиционных западных живописных техник. Одновременно Хасан Масуди продолжал заниматься каллиграфией. «Когда я оставил изящные искусства, то вернулся к каллиграфии, поскольку уже нашел то, что искал в западном искусстве, и достиг стадии, когда меня оно больше не трогало», – рассказывает он. Но занятия классической каллиграфией не привлекали его. Почерк баннаи, или ма’кили, когда арабские надписи воплощаются в архитектуре, натолкнул его на мысль применить это искусство для чего-то нового: «Строители использовали глину для изготовления кирпичей, после чего раскрашивали их в разные цвета и начинали писать слова с помощью кирпичей… Это вдохновило меня на мысль, что я тоже могу экспериментировать и создавать что-то новое».
В 1972 году он вместе с актером Ги Жаке, а позже и музыкантом Фаузи Аль Айеди создал «Арабеску», театральное представление, сочетающее музыку, поэзию и живую каллиграфию, проецируемую на экран. В течение следующих тринадцати лет художник гастролировал с ним по Европе. Продолжая работать в этом направлении, в 2005 году художник совместно с хореографом Кэролин Карлсон и музыкантом Кудси Эргюнером создал шоу «Метафора», представляющее собой гармонию музыки, танца и каллиграфии.
Художник, который сейчас живет и работает в Париже, также получил известность своими композициями, представляющими собой изображение в арабской каллиграфии высказываний разных деятелей, как арабских, так и европейских, от поэта Шарля Бодлера и философа Жан-Жака Руссо до Вергилия и Ибн Араби. «Несмотря на то, что кодексы красоты у всех цивилизаций свои, каждый может взять что-то из них и обогатить свою душу или свое искусство. Мне нравятся дзен-сады Киото, керамика Исфахана, картина Гольбейна, но также и ломаные линии Пикассо», – говорит художник. Выделяя отдельные буквы и слова насыщенными цветами, растянутыми на листе бумаги, чтобы подчеркнуть чистоту формы, движение и тактильную глубину поверхности, художник привлекает наше внимание как к эстетике буквы, так и процессу нанесения ее на бумагу. По его словам, свои композиции он создает как картины: «Все, что я изображаю, я воспринимаю как пейзаж. Передо мной пустыня, а слова – скульптуры, которые возникают в процессе извлечения формы и ее шлифовки… Одним словом, я воспринимаю их как скульптуру, дерево или даже загадочные остатки посреди пустыни. Например, когда я пишу надпись о природе, я думаю о стойкости дерева, которое продолжает расти… Такова роль художника: найти способ передать это».
Художник является автором ряда книг, посвященных искусству каллиграфии, а его работы хранятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.
Исламосфера