Шарх или комментарий как исламский литературный жанр

В исламском мире распространенным жанром литературы является шарх, пишет Седат Шенсой для İslam Ansiklopedisi.


Шарх (комментарий) обозначал жанр литературы, представляющий собой разъяснения каких-то текстов. Подобные труды существовали в разных древних культурах. История шарха в исламском мире восходит к самому раннему периоду. Как известно, Посланник Аллаха (мир ему) истолковывал некоторые места Корана, пояснял непонятные слова, что можно назвать началом становления этого жанра среди мусульман. Широкое распространение шархи получили при мамлюках и Османах.

Шархи создавались, как правило, к важным кратким и емким произведениям в какой-то области знаний. В них разъяснялись непонятные фразы, рассматривались какие-то оставшиеся нераскрытыми в основном тексте моменты, указывались ошибки и приводились примеры. Вместе с этим, известно, что иногда и объемные труды удостаивались шархов, например, «аль-Китаб» Сибавайха или «аль-Муктадаб» аль-Мубаррада, так как они изобиловали трудными для понимания фразами. Как правило, основной труд и шарх к нему имели разных авторов, но бывали и исключения. Например, Ибн Хишам ан-Нахви сам написал комментарии к своим «Шузур аз-захаб» и «Катр ан-нада». Кроме того, бывало, что к шархам также создавались другие шархи. Однако, как правило, сочинения, представляющие собой разъяснение, критику шарха или дополнение к нему, именовались хашия, а пояснения к хашия – талик или таликат.

Как комментарии способствовали сохранению шедевров исламской литературы.

FAKHR-AL-DIN ABI 'ABDULLAH MUHAMMAD AL-RAZI (D.1209), SHARH UYUN AL-HIKMA, A COMMENTARY ON 'SOURCES OF WISDOM' BY IBN SINA, MESOPOTAMIA, 13TH/14TH CENTURY | Arts of the Islamic World & India including Fine Rugs

Источник: sothebys.com

Обычно шархи создавались к какому-то произведению в целом, но иногда – к отдельным особо значимым частям некоторых книг, как, например, в случае с «Нугбат аль-гашшаф мин хутбати-ль-кашшаф» Мубарака ибн Фахира, представлявшим собой комментарий к «Вступлению» знаменитого «Кашшафа» аз-Замахшари.

С точки зрения формы, шархи делились на 3 вида:

1) Шархи, в которых текст комментируемого произведения обозначается фразой на арабском языке: «Каля.. » («Он [автор основного труда] сказал») или «Каулюху…» («Его слова»). Высказывания автора шарха начинаются со слов «Акулю» («Я говорю»). Так как текст основного труда в таких случаях практически полностью цитируется внутри комментария, отдельно он приводится только частично. Примером может послужить «Шарх аль-Макасид» ат-Тафтазани.

“Сорок хадисов” – жанр исламской литературы.

Sharh al-mulakhas fi al-hay'a [Commentary on the Summary of Astronomy]. by Jaghmini al-Khwarizmi, Mahmud bin Muhammad bin Omar al- / Qadizade al-Rumi, Musa ibn Muhammad.: (1684) | Antiquariat INLIBRIS Gilhofer Nfg. GmbH

Источник: abebooks.com

2) Шархи, в которых фраза «Его слова» помещается только в комментируемых разделах. В таких шархах текст основного труда приводится полностью в конце, в начале страницы или между строк. Примером является шарх Ибн Хаджара аль-Аскалани к «Джами ас-сахих» Имама аль-Бухари.

3) Шархи, в которых тексты основного труда и комментариев к ним следуют друг за другом. К такому виду относится большинство шархов, созданных после X-XII в. Текст основного произведения при этом может помечаться арабской буквой «мим» (от матн «текст») или «сад», а комментарии – буквой «шин». Иногда тексты отделяются друг от друга линией. Уже в совсем поздний период стали прибегать к таким методам, как помещение текста основного труда в скобки или написание текстов разными шрифтами.

Ибн Атауллах аль-Искандари: ученый и суфий из Александрии.

Исламосфера

Комментарии