Символ тюльпана в поэзии: почему он считается одиноким и как он намекает на Аллаха?

В мусульманской поэзии часто встречается образ тюльпана. Это был символ, заключающий в себе глубокие смыслы.


Одно из первых упоминаний тюльпана в поэзии встречается у Джалал ад-дина Руми, который писал: «Пылают ланиты тюльпана, скрывшись от глаз нарцисса». А в поэзии дивана этот символ встречается с XIV в. Поэт Ахмади в своем маснави «Джамшид-у-Хуршид» («Джамшид и солнце») спрашивает: «Почему на твоем лице распускаются тюльпаны, окрашивая его в розовый цвет?»

Путешествие тюльпанов из Османской империи в Европу.

Одной из особенностей этого цветка, к которой обращались поэты, является его красный цвет. В поэзии он, главным образом, символизирует застенчивость влюбленного. Ланиты и слезы такого влюбленного подобны красному цвету тюльпана, но превосходят его. Из-за его цвета тюльпан также сравнивают с сердцем, кровью, раной, лицом, щеками, невестой, окровавленными глазами, слезами, кровавым саваном, огнем, светильником, солнцем, рассветом, хной, вином, губами, алым знаменем. А по своей форме цветок уподобляется чаше, шатру, солдату, знаменосцу, военачальнику, аттару, красному фонарю, ребенку, кулаху (высокой шапке дервишей), языку. В бейтах, в которых говорится о тюльпане, включаются такие идиомы, как “плакать кровавыми слезами”, “глотать кровь”, “пить кровь” и т.п.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В поэзии черное основание соцветия тюльпана сравнивается с раной, появившейся на щеках влюбленного от ревности или огорчения, а также с лицом, украшенным черной родинкой. Кроме того, приводятся такие поэтические описания, что влюбленный кладет в свою чашу черную амбру, чтобы сохранить свой разум здравым. Иногда тюльпан уподобляется человеку с бахурданом (традиционной аромолампой). В других случаях красные лепестки цветка – это огонь, а их черное основание – желчь, которая кипит на огне, или же тюльпан – это продавец с красным сосудом для сурьмы.

Тюльпан как символ Турции доживает свои последние дни?

В поэзии отмечается и такое качество тюльпанов, как быстрое увядание и потребность в большем количестве воды. Тюльпаны в диком состоянии растут на берегах рек, в каменистых местах, в садах, в полях, поэтому в стихах цветок описывается как «растущий на краю сада» и получает именование «гариб» («чуждый, одинокий, незнакомец»). Также к нему применяют эпитет «мискин» «бедный, несчастный, жалкий», имея в виду черный цвет у основания соцветия и его не слишком яркий аромат. В бейте турецкого поэта Исы Неджати (ум. 1509): «Сказав: «Он издалека, он чужд стране трав, тюльпан не позвали на собрание эпохи роз» тюльпан описывается как чужак, прибывший из провинции и не знающий этикета (адаб) собрания.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В тюркских и персидском языках слово «тюльпан» («лале» – لاله) арабским шрифтом пишется теми же буквами, что и слово «Аллах», и в системе абджад (нумерологии) их сумма дает число 66, которое считается знаковым. Это тоже находит отражение в поэзии. С этим же связывают изображения тюльпанов на могилах некоторых суфиев. Если читать слово «тюлпан» (لاله) в обратном порядке, т.е. слева направо, то получается арабское слово «полумесяц» (هلال), поэтому поэты также называли лунный серп «акс-и лале» – «обратный тюльпан».

Не просто цветы: пять национальных символов стран Ближнего Востока.

В стихах тюльпану сопутствуют образы розы, соловья, кипариса, весны. Также этот цветок упоминается в народных песнях и поэзии.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии