Манакибнаме: жизнеописания святых и их чудеса

Название «манакиб» закрепилось за жанром суфийской литературы, посвященным жизнеописанию святых и рассказам об их чудесах, сообщает İslam Ansiklopedisi.


Арабское слово манакиб является множественным числом от манкаба «достойное восхваления дело, поступок». С IX в. оно стало использоваться в сборниках хадисов в заголовках глав «Китаб аль-манакиб» («Книга достоинств»), в которых говорилось о достоинствах сподвижников Посланника Аллаха (мир ему). В том же значении «достоинства» слово стало употребляться в названиях трудов, посвященных халифам, родам или племенам, имамам мазхабов, а также описанию священных городов Мекки и Медины.

Откуда берет начало традиция создания “Ильмихалей”?

С распространением суфизма после IX в. за словом «манакиб» закрепилось значение «мудрые высказывания шейхов и их благие поступки». Уже в таких ранних суфийских трудах, как «Табакат ас-суфиййа» Сулями, «Кашфу аль-махджуб» Худжвири приводятся рассказы о деяниях и словах Баязида Бистами, Джунайда Багдади, Абу Хафса аль-Хаддада и других. Одновременно со становлением таких крупных тарикатов, как кадирия и рифаия к упомянутому смыслу слова «манакиб» стало добавляться значение «чудеса» (карамат). В трудах, посвященных жизнеописанию таких суфийских шейхов, как Абдул-Кадир Гилани, Ахмад Рифаи эти слова стали использоваться как синонимы. Это заложило основы возникновения жанра суфийской литературы, за которым и закрепилось название «манакиб». В западном мире аналогом этого понятия является агиография. Сами такие труды стали именоваться «манакибнаме».

Первая и последняя страница “Манакибнаме” Мансура Халладжа в стихах (Ниязи, 15 век) / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Главной задачей манакибнаме было повествование о чудесах и прославление святых. Если сначала такие труды посвящались только основателям тарикатов, то в последующем – выдающимся шейхам, суфиям, упоминаемым в цепочках преемственности (сильсиля) тарикатов, заместителям (халифам) шейхов, членам семей шейхов и т.п. Они могли касаться только одного шейха, например «Манакиб аш-шайх Абд аль-Кадир Гиляни» Кутб ад-дина аль-Юнани или святых только одного тариката, как «Манакиб аль-арифин» Ахмада Афляки. Были манакибнаме, в которых рассматривались святые разных тарикатов, жившие в разное время, как в «Джамиу карамати аль-аулийа» Набхани. Также создавались книги этого жанра, которые касались только святых какой-либо местности, например «Манакиб-и аулийа-и Миср» («Достоинства святых Египта»), «Манакиб-и аулийа-и Багдад» («Достоинства святых Багдада»). Вместе с этим, употребление термина «манакиб» в названии не было обязательным, подобные труды могли в заголовке и не содержать его. Таковы «Тазкират аль-аулия» Аттара, «Нафахат аль-унс» Абд ар-Рахмана Джами.

Советы из “Кабус-наме”.

Хотя современные ученые приравнивают манакибнаме к сказаниям, легендам и дастанам, от последних этот жанр отличает то, что их героями являются реально жившие люди, признаваемые святыми. Кроме того, время и место действий событий также реальны и известны, а последователи этих святых верят в истинность описываемых событий. Большинство исследователей не признают манакибнаме в качестве исторических источников, отмечая, что они содержат описания сверхъестественного и далеки от реальности. Вместе с этим, они соглашаются, что эти труды достойны внимания, так как в них можно найти такие исторические детали, которые не встречаются в другой литературе. В частности, в них содержится богатый материал об экономических, социальных, культурных, религиозных условиях той или иной эпохи, традициях и обычаях. Например, Заки Валиди Тоган на основе разных манакибнаме Бахауддина Накшбанда исследовал борьбу и интриги между чагатайскими эмирами. Из «Манакиб аль-арифин» можно узнать о связях Джалал ад-дина Руми с сельджукскими и монгольскими правителями, об отношениях тариката мевлеви с бекташи и другими тарикатами и т.п.

Многочисленные манакибнаме создавались в XVII-XVIII вв. Этот жанр суфийской литературы жив и в наши дни.

Первая страница «Манакиб аль-арифин» / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера

Комментарии