Мариам Ардати – мусульманская “акушерка смерти” из Австралии
Как говорит Мариам Ардати, чаще всего умирающие мусульмане просят о том, чтобы включали запись Корана или кто-нибудь сидел у кровати и читал его, пишет Идлиб Фарази Сабар.
Лежа в своей постели в уютной комнате, женщина что-то рассказывает, а Мариам Ардати нежно гладит ее руку и слушает. Женщина умирает, у нее неизлечимая болезнь, и врач сказал, что ей осталось всего несколько недель.
Мариам успокаивает ее, облегчая ее беспокойство. Женщина, мать-одиночка, которой за тридцать лет, делится с ней своими опасениями. Кто позаботится о ее трех детях, кто будет присутствовать на ее похоронах в Австралии, где у нее нет семьи?
Это сделает Мариам Ардати. Это ее работа. Она – доула, ухаживающая за умирающими людьми и предлагающая им эмоциональную, физическую и психологическую поддержку для «перехода в следующую жизнь». Таких, как она, еще называют доулами смерти.
Доулы – это английское название новой профессии. Слово происходит из греческого языка, в котором оно обозначало рабыню-повитуху. Сегодня так называют помощниц при беременности и родах, которые предлагают поддержку будущим матерям, но также и социальных работников, помогающих больным и пожилым людям отправиться в последний путь. Обычно, их называют доулами смерти.
Мариам Ардати работает, главным образом, с мусульманской общиной города Сидней, но не отказывает в помощи людям всех вероисповеданий. «Моя роль – помочь встретить смерть с достоинством и таким образом, чтобы это соответствовало ценностям умирающего человека», – рассказывает она.
Это могут быть разные действия – зажигать свечи, держать за руку, дыхательные упражнения или прогулки на природе. «Все, что поддерживает в них надежду и обеспечивает комфорт», – говорит она.
Как в жизни, так и в смерти у разных людей разные потребности: «Одна клиентка, с которой я была за три месяца до ее смерти, любила ароматические свечи и эфирные масла. Поэтому я еженедельно проверяла, достаточно ли у нее свечей, потому что на закате она зажигала их по всей комнате. Это был ее ритуал, и мы продолжали выполнять его вплоть до ее последней ночи на земле».
Еще одна женщина, которую поддерживала Ардати, очень любила традиционное ближневосточное блюдо долма или варак анаб – виноградные листья, фаршированные рисом и мясом. Но так как многие люди перестают есть и пить ближе к концу жизни, она больше не могла глотать. Вместо этого она вдыхала приятный для нее аромат.
Как рассказывает Мариам, чаще всего умирающие мусульмане просят о том, чтобы включали запись Корана или кто-нибудь сидел у кровати и читал суры: «Аяты Корана, которые говорят о любви Аллаха и Его милосердии к творению, помогают успокоить душу. Мусульмане верят, что они отправятся в лучшее место, место, где нет боли, нет страданий, место вечного счастья, поэтому разговоры о Джаннате (Рае) и его красотах помогают преисполниться спокойствием и умиротворением».
Также мусульмане просят установить кровать или стул так, чтобы они лицом были обращены к Мекке (кибле) – направление, в котором они совершают намаз. Таким образом те, кто прикован к постели или испытывают трудности с передвижением, хотят продолжать выполнять молитвы.
Мариам Ардати родилась в семье ливанских эмигрантов в Австралии. Она не слишком интересовалась религией, стала предпринимательницей, открыв эксклюзивный женский тренажерный зал. Все изменилось в 2004 г., когда Мариам чудом избежала смерти в автомобильной аварии. Пережив этот опыт, она продала свой бизнес, открыла мусульманское похоронное бюро, совершила хадж и начала носить хиджаб.
Сейчас она живет с мужем, тремя детьми и котом. Мариам получила степень доктора медицинских наук в Сиднейском университете и является директором и консультантом компании Sakina Funerals. Помимо прочего, она управляет благотворительной столовой – это, как и работу доулы, она делает бесплатно.
Мариам также проводит семинары по вопросам смерти и умирания с исламской точки зрения для медицинских работников государственных и неправительственных организаций и общественных групп в надежде, что это поможет вспомогательному персоналу разработать более грамотный подход и культурно приемлемые модели терапии для мусульманских пациентов и их семей.
Пребывание рядом со смертью ее не смущает. «Наши тела всегда возвращаются в землю, откуда мы пришли – после длительной болезни или внезапной смерть. Каким бы ни было путешествие, оно ведет в одно место», – говорит она.
Исламосфера