Персидская живопись: от настенных изображений до миниатюр
Персидская живопись так же стара, как и человеческая история. Эта живопись воплощалась в различных стилях на протяжении всей истории, пишет Сияваш Хоссейни.
История живописи в Иране восходит к пещерному периоду. В пещерах провинции Лорестан более 12 000 лет назад были обнаружены настенные росписи с изображениями животных и людей.
Кроме того, картины, обнаруженные на керамике в Сиалке и Сузах, также доказывают, что иранские художники в этих районах были знакомы с искусством живописи. Рисунки на керамике, изображающие животных и природу, очень просты.
Несколько картин, относящихся к парфянскому периоду, были также найдены на горе Кадж-Систан и Дура-Европос в Месопотамии, где можно увидеть религиозные традиции живописи доисламского периода.
Миниатюра в исламском искусстве.
В эпоху Сасанидов художественные произведения иранского пророка и художника Мани украсили книгу “Аржанг”.
С самого возникновения Ислама и до сельджукской эры омейядские и аббасидские правители монополизировали живописную практику и в значительной степени препятствовали ее развитию в народе. Начало и поля книг обычно были расписаны и украшены. Искусство составления книг было значительно усовершенствовано в эпоху Сельджуков, монголов и Тимуридов. Живопись как независимое направление появилось в промежутке примерно с 1495 г. до 1591 г.
Самые ранние картины исламской эпохи известны по багдадскому или аббасидскому стилю. В нем уделяется внимание животным, а описание сопровождается картинками из рассказов. Художники этого живописного жанра создали своеобразное новшество в живописи. Они стремились создать новый стиль после многолетнего застоя в искусстве живописи, но им это не удалось. Их художественные работы используют несколько цветов. Их произведения искусства можно найти в иллюстрированной книге “Калила и Димна”. На картинах этой эпохи, как правило, присутствуют черты живописи Мани.
Художница по орнаменту передает гармонию иранских и османских узоров.
После монгольского нашествия в Иране утвердился новый монгольский стиль. Этот стиль был подвержен влиянию китайского искусства, и могольский стиль имел сухие и неподвижные узоры. Поселившись в Иране, монголы попали под влияние иранского искусства. Они уважали не только технику, но и иранские предметы. Иранская живопись также находилась под влиянием монгольского стиля. Иранцы были вдохновлены китайскими рисунками и рисовали их с определенным мастерством иранскими красками.
Цветок и птица: вековые традиции иранских живописцев.
Разрушительное вторжение монголов в начале 7 века (1203 – 1299 гг.) привело к разрушению многих памятников иранской культуры. Монгольские наследники Чингисхана, приняв ислам, установили в Иране свое правление и увезли художников в свои столицы – Тебриз и Марагу. С другой стороны, некоторые художники были отправлены в Шираз из-за компромисса между монгольскими правителями и ширазскими правителями. В то же время научно-художественный центр Рабии Рашиди был создан в Тебризе хаджи Рашидуддином Фазлуллой, который поощрял художников и ученых.
В этом же центре была написана книга под названием “История Рашиди”, копии которой украшены многочисленными картинами. Технически картины этой эпохи сильнее, чем в сельджукскую эпоху. Цвета разнообразны, а прорисовка очень точ. В большинстве картин фигуры имеют китайское происхождение. Как горы, облака и птицы, которые тщательно прорисованы, и цветы, и деревья, которые полны веток и вершин. Коллекция произведений этого периода относятся к тебризскому стилю, так как они возникли в Тебризе.
Почему традиционная персидская музыка должна быть известна всему миру?
В Ширазе существовал стиль, который был менее подвержен влиянию китайских методов и стал известен как ширазский стиль.
В отличие от багдадского и монгольского стилей, многие образцы гератского стиля сегодня доступны. Основателями этого стиля были предки Тимура. Знатоки живописи считают, что иранская живопись достигла своего пика в эпоху Тимуридов и могла освободиться от влияния китайского стиля. Доказательством этой точки зрения являются фотографии в “Шахнаме Байсунгура”.
Цвет картин этого стиля более насыщен по сравнению с картинами предыдущих стилей. Начиная с этого времени, подписи художников на произведениях показывают, что они могут освободиться от чужеродных форм. Это считается признаком роста профессионального уровня художников в эту эпоху.
Камал ад-дин Бехзад был одним из выдающихся художников гератского стиля. Он изобрел новый тип живописи в Иране, изображая жизнь простых людей, а не традиционно изображавшуюся ранее жизнь правителей. Его работы повлияли даже на индийское и турецкое искусство.
Персидский поход султана Сулеймана в миниатюрах Матракчи.
Гератский стиль был в моде в первые десятилетия правления Сефевидов. Иллюстрированные версии “Хамсе” Низами являются одним из ценных произведений этой эпохи. Примечательно, что почти все известные художники того времени участвовали в создании этих ценных произведений. Некоторые художники, такие как Мирак и Мир Сейед Али, были учениками Бехзада, а другие, например, султан Мухаммед, были подвержены влиянию стиля Бехзада.
В последующие годы, в связи с ростом урбанизации и строительством дворцов в новой столице Исфахане, функция живописи изменилась, и она в ряде случаев стала частью архитектуры. В эту эпоху художники также использовали краску для украшения стен. Яркими примерами являются дворцы Али-Капу и Чехель-сотун в Исфахане; их интерьеры заметно выиграли благодаря живописи.
Исламская миниатюра на уроках иранского художника в Бангкоке.
Развитие живописи в эпоху Сефевидов отчасти зависело от знакомства с западной культурой. В то время несколько европейских художников посетили Иран, и группа иранских юношей, занимавшаяся живописью, впервые отправилась в Италию. Поэтому западный стиль и использование стандартных западных инструментов, таких как масло, холст и необычные цвета, вошло в моду в Иране. Мохаммед Заман был одним из самых выдающихся художников той эпохи. Его работы в основном имеют выраженное западное влияние. Он также был страстно увлечен изображением природы.
В ту же эпоху часть живописцев продолжала писать картины в традиционном стиле. Реза Аббаси был одним из тех людей, которые в своих работах переосмыслили наследие Бехзада. Остальные произведения эпохи Зендов являются либо повторением искусства эпохи Сефевидов, либо подготовкой к последующему развитию иранского стиля. В эпоху Каджаров развитие западного стиля принесло новые результаты.
В Тегеране открылась выставка Каджарского искусства.
В ту эпоху иранская живопись являлась сочетанием собственных иранских и западных традиций. Большинство предметов живописи состоит из изображений правителей, влиятельных фигур и принцев. Ака Садег, Мохаммад Али и Мохаммад Хасан были самыми известными художниками, творившими в этом стиле.
“Голь ва морг” [“Цветок и птица”] – это еще один известный стиль персидской живописи. На этот стиль повлияло декоративное искусство Запада, и большинство цветов этого направления восходят к западным стилям. Художники использовали этот стиль для украшения пеналов, шкатулок, а иногда и переплетов книг.
Когда зендско-каджарская школа пришла в упадок, появился выдающийся художник по имени Абольхасан Гаффари, известный как Сани аль-Мольк, который внес большие перемены в каджарский стиль. Его роль, особенно как основателя иранской графики, была очень важна, так как он и его ученики подготовили первые иллюстрации в газетах того времени.
Во время своего пребывания на посту премьер-министра Амир Кабир основал школу для подготовки художников. В этой школе были собраны лучшие учителя разных направлений искусства того времени. В этом центре Абольхасан-Хан Наггаш-Баши занимался росписью золотом книги “Тысяча и одна ночь”.
В конце каджарской эры художник, известный как Камаль аль-Мольк (Мохаммад Гафари), был привлечен ко двору Насер ад-дина Шаха. Интерес к живописи побудил его поехать в Европу. Он изучал классическую западную живопись и больше всего любил голландского художника Рембрандта. В своих произведениях он любил изображать природу, но также всегда уделял внимание жизни иранского народа и культуре. Он был одним из основателей художественной школы и музея искусств в Иране. Последователями живописного стиля Камаля аль-Молька были многие иранские художники.
Еще одним стилем живописи, зародившимся в каджарскую эпоху, была “живопись кофейни”. Этот стиль был создан непрофессиональными художниками под влиянием рассказчиков, рассказывающих эпические и религиозные истории в кофейнях. Владельцы кофеен были первыми покупателями этих картин, чтобы привлечь больше клиентов. Этот стиль постепенно пришел в упадок, после возникновения СМИ, особенно телевидения.
Эсмаили Рашванд – иранский каллиграф-модернист.
В современную эпоху произошло усиление западного влияния на иранскую живопись. Большинство художников интересовались западными стилями и дистанцировались от древних традиций. Эта группа прославилась как современные художники, которые в какой-то мере держались в стороне от исконных иранских традиций и меньше подражали натурализму. С другой стороны, некоторые художники следовали традиционным методам. Новый стиль в современной иранской живописи был стремлением художников возродить иранское традиционное искусство.
Работы этой группы художников напоминали старые иранские картины. Их особенностью было изображение красивых и привлекательных лиц, воображаемых и сказочных мест, живой изгороди и одежды со многими складками, шалей, а также любовных историй и сюжетов из эпических “Голестана”, “Бостана” и “Шахнаме”.
Одной из манер живописи, созданных в эту эпоху, была манера “хранилище для воды”. Ее приверженцы выступали против подражания и старались использовать в своих картинах традиционные элементы. Этот стиль живописи имел глубокую связь с великолепными периодами подлинного иранского искусства прошлого. Художественная особенность этого стиля – использование материала по выбору, свобода выбора дизайна, цветов и рисунка, которые имели прямое отношение к иранской культуре.
В Иране открылся первый персональный музей художницы.
Прогресс художников этого стиля породил новые стили живописи и каллиграфии. Этот тип живописи использует специфические знаки, такие как когти, геометрические фигуры с сочетанием густых цветов, привлекательных кривых и арок.
Однако классическая иранская живопись до сих пор считается одним из крупнейших стилей живописи в мире. Ясное светло-голубое небо, дивная красота бутонов и цветов на деревьях, первозданная природа, а среди всего этого – изображение людей, уродливых и красивых, хороших и плохих, на полотнах иранских художников вызывают неподдельный интерес и являются предметом гордости для иранцев.
Исламосфера