Художница по орнаменту передает гармонию иранских и османских узоров
Художница Захра Масуми обращается в своем творчестве к классическому орнаментальному стилю. Художница поделилась своими мыслями о прошлом и настоящем искусства орнамента с агентством Анадолу.
33-летняя Масуми, которая ведет курсы мастерства в столице Турции Анкаре, начала свое приключение в мире орнамента более 12 лет назад в столице Ирана Тегеране.
Поначалу Масуми изучала миниатюрную иллюстрацию, которая усилила ее желание заниматься искусством. После завершения двухлетнего обучения ее внимание привлекло искусство украшения и освещения. Затем Масуми решила еще больше углубить свои знания и навыки в этой области, получив степень магистра истории искусств в Анкаре, куда она переехала в 2013 году.
“Искусство орнаментации обычно идет в ногу с каллиграфией. Она не считается отдельной, потому что эти два искусства дополняют друг друга”, – сказала она, имея в виду практику тезхипа – декорирования рукописей узорами, миниатюрами и прочими маргиналиями (рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем, содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста – Исламосфера).
Каллиграфия вышла на первый план, так как она возникла из-за необходимости рукописного написания Священного Корана, добавила она.
“Коран, как слово Аллаха, первоначально распространялся как устное слово, передаваясь от одного человека к другому, но затем возникла необходимость записать его для передачи другим поколениям”, – сказала она, добавив, что это проложило путь для появления орнамента.
По ее словам, при поддержке правителей и султанов в мусульманских странах было выпущено большое количество экземпляров Корана, что заложило основу для обогащения искусства орнаментации и иллюминации. Его расцвет пришелся на 13 век.
Орнаментальное искусство распространилось не только на территории Персии или Османской империи, но и получило популярность во всех мусульманских странах, включая Египет и Испанию.
Факсимильные издания рукописей Корана.
Отмечая, что в каждой стране появился свой собственный стиль иллюстрации, Масуми пояснила, что профессиональные художники по орнаменту могут четко дифференцировать работы по различию узоров, относя стиль к определенному периоду времени и стране происхождения.
По словам художницы, после переезда в Турцию она попыталась совместить османские орнаменты с персидскими мотивами, с которыми была знакома: “В настоящий момент я работаю не только в османском или турецком стиле, но и в иранском стиле. Я стараюсь максимально приблизить эти два стиля друг к другу и двигаться вперед”.
Художница сказала, что, вероятно, не смогла бы продолжить это направление, если бы осталась в своей стране, добавив, что приезд в Турцию, встречи с разными мастерами, анализ их работ, посещение выставок и конкурсов, а также обмен идеями и профессиональными комментариями с учеными – все это положительно повлияло на ее мастерство.
Хасан Челеби – самый выдающийся каллиграф современности.
Искусство трогает души людей
“Я работаю над классическим стилем орнаментации, и я могу сказать, что это главная особенность моего искусства”, – сказала Масуми, подчеркнув, что она намеренно избегает перехода на современный стиль.
Художница подчеркнула, что, по ее мнению, искажение классического стиля может нанести вред природе искусства: “На мой взгляд, чем более классическим может быть это искусство, тем больше оно может проявить себя и быть ближе к своей сути”.
По словам Захры, материалы, которые она использует, модернизируются, помогая художникам “достигать еще более красивых и эстетических результатов”.
На создание самой сложной картины у художницы ушло семь месяцев.
“Искусство – это то, что трогает душу людей”, – отметила художница.
Расцвет орнаментального искусства связан с османской Турцией и сефевидской Персией, сообщила она. Подчеркнув, что мастера того периода из обеих империй имели обыкновение обмениваться опытом и влиять друг на друга, Масуми сказала, что даже узоры “близки друг к другу”, а различия только в деталях.
Изразцовое искусство у сельджуков и турок.
Напомнив, что она участвовала во многих конкурсах, в частности провела выставку своих работ в Иране, Масуми сказала, что планирует провести свою первую турецкую выставку в июне в Стамбуле, где она намерена показать работы в классическом стиле.
Она также пожелала, чтобы выставки своих работ проводили только профессионалы в этой области, поскольку “показ людям неполных или неправильных работ” может ввести их в заблуждение.
Основные закономерности в орнаментации
Масуми сказала, что мотивы Хатаи (“китайский”) и Руми (“византийский”) являются основными составляющими узоров, которые образуют орнаментальные искусство.
“Экологические фрагменты, такие как природа, цветы и растения, занимают важное место среди узоров”, – добавила она.
Если мотивы Хатаи отражают в основном природу, цветы и листья, то мотивы Руми в основном стилизуют узоры животных.
Она отметила, что орнаментальные узоры появляются, когда эти два мотива сливаются вместе.
“Оставаясь вдали от них, мы отдаляемся от их природы, а это значит, что мы отдаляемся от сущности искусства”, – заявила она.
Животные и растительные узоры в исламском искусстве.
Иранский художник сказал, что живое наблюдение за шедеврами “оказывает сильное влияние” на людей искусства.
“Обычно мы видим картину только издалека, но, подходя ближе и рассматривая работу невооруженным глазом, мы укрепляем наше воображение. Такое чувство, что мы живем историей”, – сказала Масуми.
Сохранение искусства в живых
Чтобы освоить основы орнаментального искусства для новичка, требуется не менее 1,5 лет непрерывного обучения, сказала Захра, добавив, что искусство не заканчивается только рисованием узоров, но также требует теоретических знаний и опыта.
“Студенты также должны увидеть много старинных произведений, должны проанализировать книги в библиотеках”, – сказала она.
По заявлению художницы, ее мечта – передать то, что она знает и чему научилась, студентам, которые интересуются орнаментом и миниатюрной живописью.
“Я хочу, чтобы это искусство оставалось живым”, – заключила она.
Математическая красота исламской геометрии.
Исламосфера