Художница Фатима Захра: творчество – это путь духовного развития
Фатима Захра Хасан стала одной из первых выпускниц, обучавшихся миниатюрной живописи в Национальном колледже искусств Лахора – старейшей художественной школе Пакистана. После этого она закончила Королевский колледж искусств Лондона, получив степень магистра с отличием, а затем в 1997 году ей предложили получить докторскую степень по исламскому искусству в Королевской школе традиционных искусств в Лондоне.
Фатима Захра с 1994 года активно преподавала могольскую и персидскую миниатюрную живопись и рисунок, декоративно-прикладное искусство мусульманского мира, а также проводила многочисленные семинары в области своей специализации в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Британском музее, Азиатском доме, Национальном Морском музее Гринвича, театре Шекспира «Глобус», Бирмингемской художественной галерее, Оксфордском парке Art in Action Water Perry и во многих других местах на национальном и международном уровнях.
Палестинская художница пишет яркие картины о женском страдании и ярости.
В настоящее время, занимая должность профессора изобразительного искусства в ОАЭ, художница продолжает рисовать и выставлять свои работы в Европе и на Ближнем Востоке.
Овладев древней техникой, художница поставила перед собой гораздо более сложную задачу: наполнить свои творения той же вечной духовностью, которая исходит от лучших образцов миниатюрного искусства, исследуя для этого связь между искусством и мистицизмом. Она рассказывает: «Я выросла на чтении стихов и книг известных мусульманских ученых… В возрасте двенадцати лет я уже познакомился с Саади, Руми, Аттаром, «Шахнаме» Фирдоуси, Джами, Галибом, Икбалом и многими другими… Я увлекалась классической и суфийской музыкой, а также интересовалась каввали, что привело меня к поэзии пакистанского духовного учителя Буллех Шаха. Я поняла, что политика, гендерные и социально-экономические вопросы не имеют значения, если человек имеет веру и духовную связь с Божественным».
Азербайджанская художница первой в мире нанесла текст Корана на шелк.
По мнению Фатимы Захры, творчество является путем духовного развития. «В традиционном обществе, особенно в мусульманском, все взаимосвязано – профессия, повседневная жизнь и духовность. Это означает, что вся ваша работа как художника – это духовный процесс и алхимия, которая превращает вас в «душу умиротворенную» или «нафс аль-мутмаинна»», – говорит она.
Среди современных художников-миниатюристов существует тенденция использовать жанр миниатюры, чтобы затронуть личные, социальные или политические вопросы. Фатима Захра считает это неправильным. «В исламе существует концепция «искусство для какой-то цели», а не «искусство ради искусства». Искусство должно быть полезным и функциональным, что делает его больше похожим на дизайн. Однако основными его элементами являются истина, красота и доброта. Когда мы смотрим на какое-либо произведение искусства, мы должны задаться вопросом, является ли оно правдивым или есть ли в нем красота – что является чувственными данными – и, прежде всего, действительно ли оно излучает добро», – говорит художница.
Мусульманская художница создала “Аишу в стране чудес”.
Изучение традиционного южноазиатского и ближневосточного искусства создания иллюстраций для рукописей, а затем орнаментов, включая геометрический и цветочный, научило ее использовать символы и аллегории и создавать картины, в которых есть что рассказать. Нередко ее работы вдохновляются стихами, а все в них, даже цвета являются какими-то символами, имеющими метафорический смысл.
Фатима Захра является не только художницей, но и автором книг о могольской и персидской живописи. Она выпустила детские книги об Ибн Сине и Джалалуддине Руми.
Исламосфера