Аския – узбекское искусство острословия

Аския – это вид узбекского устного народного творчества и жанр фольклора. Он представляет собой соревнование в острословии на заданную тему двух и более лиц или групп, пишут Камиль Имамов и Мухсин Кадыров для узбекской онлайн-энциклопедии QOMUS.INFO.


Такие соревнования устраивались, как правило, на разных собраниях, таких как свадьбы, праздники, народные гуляния. Участники, которые сидят, стоят напротив друг друга или прохаживаются, перебрасываются фразами, стараясь дать лаконичный, красноречивый, остроумный ответ своему сопернику. Побежденной считается та сторона, которая при поиске ответов отклонилась от темы, жанра или не впечатлила своим искусством владения словом. Зрители смехом или криками выражают свое мнение об участниках.

Мастеров аския называют аскиячи, аскиябоз, а в Туркестане – бадихагой. Они должны в совершенстве владеть умением подбирать глубокие по смыслу слова, относящиеся к разным темам, грамотно использовать движения лица, глаз, рук, тела, звуки и жесты. Также требуется умение задействовать все возможности языка, мастерски использовать такие средства комического искусства, как игра слов, юмор, сарказм, намек, сравнение, преувеличение. В подобных соревнованиях главным критерием является остроумие и умение давать быстрый ответ. Аскиячи поднимали настроение людям, доставляя им удовольствие, побуждая их быть проницательными, отзывчивыми, в то же время заставляя смеяться.

Дорбозлик – узбекское искусство хождения по канату.

Исполнители аския / Источник: ich.uz

Существует множество разновидностей жанра аскии, такие как пайров, кофия, радиф, тутал, бахри байт, сафсата, афсона, раббия, лакаб и др.

История искусства аскии насчитывает много веков. Как отдельный жанр оно сформировалось в XV веке. Сохранились имена некоторых мастеров того времени, таких как Мир Сарбирахча, Мавлоно Бурханиланг, Саид Гиясиддин Шарфа, Мавлоно Халил Сахаф, Мухаммад Бадахши. Самым выдающимся среди них был Мавлоно Абдулвосе. В XVIII-XIX веках аския развивалась, главным образом, в Ферганской долине и Ташкенте. Она сохранялась и в советский период. В 40-60-х годах XX века большой вклад в него внесли такие мастера, как Эрка Каримов, который также был кари (чтецом Корана), Мамаюсуф Тиллабоев, Юсуфжон Шакаржанов, кари Расул Мамадалиев, Ака Бухар Закиров и другие. С 50-х годов аския начали включать и в концертные программы. Такие артисты, как Лутфихоним Сарымсакова, Джурахан Султанов, Адамуржон Узунов, Мухаммаджон Мирзаев, Ганижон Ташматов, Гавхар Рахимова, Сойб Ходжаев, вывели аскию на сцену театра. Этот жанр не теряет своих позиций и в наши дни. Соревнования в острословии проводятся на праздниках, гуляниях и свадебных церемониях, проходят республиканские конкурсы аскиячи.

В 1960-е фольклорные экспедиции записали множество аския, которые после были выпущены на пластинках, а режиссер Малик Каюмов снял документальный фильм «Аския».

Халфачилик – хорезмское искусство только для женщин.

Аския / Источник: ich.uz

Исполнители аския / Источник: ich.uz

Веселый пайров (пайров – определенная тема в искусстве аския) / Источник: ich.uz

Фрагмент из состязания аскиячи, прошедший в Коканде / Источник: ich.uz

Исполнители аския из г. Асака – Алишер Мелибаев и Жумабай Хуралиев / Источник: ich.uz

Аскиячи из Намангана / Источник: ich.uz

Аскиячи из Корасув / Источник: ich.uz

Исламосфера

Комментарии