Гёте и Восток: почему мысли поэта унеслись в далекие края?
Если мы хотим понять, как появилось увлечение Гёте Востоком, в конечном итоге, вылившееся в создание «Западно-восточного дивана», одного из самых его выдающихся произведений, мы сначала должны исследовать Гёте как человека и, конечно же, его эпоху, пишет Мелани Кристина Мор.
Вдохновленный идеалом эпохи Просвещения о терпимости и такими выдающимися личностями, как Вольтер, Гёте всю свою жизнь посвятил искусству. Он наслаждался прекрасным в жизни – вещами, которые доставляли ему удовольствие могли увлечь его в интеллектуальные путешествия и утолить его жажду знаний.
В дополнение к глубоким исследованиям Гёте теории цвета и интересу к астрологии, эти потребности были удовлетворены, в частности, благодаря его изучению Востока. Уже в юном возрасте поэт впитал литературные образы и восточный колорит из сказок Шахерезады из «Тысяча и одной ночи». Его рассказы, опубликованные в литературном журнале «Die Horen», демонстрируют следование этой восточной модели.
Несмотря на то что в течение всей его жизни Гёте осыпали похвалами, а его произведения восточного цикла были встречены с энтузиазмом, некоторые современники придерживались более критического взгляда. Гейне, например, осудил дистанцирование Гёте от реальности и отсутствие у него интереса к восточной политике. Поэта также часто обвиняли в попытке создать параллельный мир, что, как считалось, не способствовало восприятию его искусства.
Хафиз и немецкие поэты-хафизианцы.
Однако Гёте, который, увлекаясь Востоком, позиционировал себя как культурный посредник, не скрывал своей глубокой симпатии к этому мифическому месту и своего безразличного отношения к современным реалиям. Пусть другие придираются к нему, несмотря на то что он никогда не был на Востоке, он публично признавался, что его изображение романтизировано и субъективно.
Для Гёте этот регион не только олицетворял источник вдохновения и был литературной музой. Поэт также видел в нем родину мировых религий, так называемую «колыбель цивилизации». Таким образом, когда он отправлялся в свои вымышленные странствия на Восток, для него это всегда было путешествием в собственное прошлое, в место коллективной идентичности для многих его современников. По аналогии Гёте пришел к выводу, что происхождение человека должно совпадать с происхождением нашего языка, который в его понимании нашел свое самое чистое выражение в поэзии, тем самым сделав Восток нашей лирической родиной.
Всякий раз, когда поэт имел дело с Кораном, а происходило это часто, он подчеркивал лингвистическую силу и красоту Священной Книги мусульман, которой, как он неоднократно подчеркивал, он придавал не меньшее значение, чем Библии. Гёте признал, что, не зная арабского языка, он не может в полной мере постичь Коран, но, по его мнению, его ярко выраженная литературная чуткость достаточна, чтобы относиться к Корану с таким уважением. В прозаической части своего «Западно-восточного дивана» Гёте обсуждает разницу между пророком и поэтом и признается, что иногда ему было трудно воспринимать Пророка Мухаммада как рассказчика священных текстов и не относиться к нему как к поэту.
Вклад Ислама в Европу: великие европейские литераторы.
Однако такое уважение Гёте к Корану основывалось не только на великолепии языка, но и на том факте, что, как он обнаружил, некоторые из основополагающих доктрин этой Священной Книги находят отклик в христианстве.
Главным вдохновением для Гёте для создания «Дивана», несомненно, стало творчество Хафиза, которого он назвал своим «братом-близнецом». Читая и изучая творчество поэта, Гёте проникся восхищением к его мастерству, обнаружив у себя много общего с ним и черпая вдохновение у него в духовном плане. Гёте отмечал, что особенно в период, когда он писал свой «Диван», он стал думать о Хафизе как о партнере в диалоге, который позволил ему построить поэтический мост между Востоком и Западом, тем самым взяв на себя роль посредника между этими мирами. О значении его творчества с этой точки зрения говорят и в XXI в.
Как поэт и личность, Гёте создал многогранный образ «Востока». Совершая путешествие духом в далекие земли, он, в конечном итоге, делает вывод:
Любой, кто знает себя и других,
Также узнает здесь:
Восток и Запад больше
Не могут быть разделены.
Исламосфера