Имам Джон наводит мосты между исламом и американской культурой

Имам Джон (Яхья) Эдерер считает, что новообращенные мусульмане не должны отказываться от своих обычаев и культуры, если они не противоречат шариату.


Джон (Яхья) Эдерер родился и вырос в Оклахоме. Четыре года состоял в нелегальной группировке, общался с хип-хоперами, а после начал искать духовность. В 1998 году, после изучения философии, сравнительного религиоведения и психологии, молодой человек нашел утешение и пищу для души, читая перевод Корана, что привело его к принятию ислама.

В 2002 году ему предложили стипендию в Исламском американском университете, и он начал свой путь поиска священных знаний, проведя 6 лет в путешествиях по мусульманскому миру и обучаясь у известных ученых. Джон Эдерер учился в центре Аль-Диван в Каире, получив сертификат Министерства образования Египта о владении арабским языком. Также провел почти четыре года в Кувейте в качестве главы английского отдела Комитета по исламскому призыву. Находясь в этой стране, он брал уроки у нескольких ученых два-три раза в неделю, уделяя особое внимание ханбалитскому фикху и усулю. Кроме того, Джон Эдерер получил диплом Исламского института Кувейта и иджазу (диплом) как хафиз и кари (чтец) Корана.

Хамза Юсуф – дервиш эпохи постмодернизма в пустыне смысла.

Вернувшись в Америку, он два года служил имамом Исламского фонда Южной Флориды, а в настоящее время является имамом и религиозным директором Общественного центра MAS в городе Шарлотт в Северной Каролине.

Джон Эндерер считает, что американцы, принявшие ислам, не должны отказывать от своих традиций и обычаев. Они должны отстраняться от всего того, что запрещено в исламе, но могут и должны сохранять те особенности своей культуры, которые не противоречат исламу.

Источник: likemedia.tv

Имам Джон пишет, что, предостерегая от подражания обычаям немусульман, обычно приводят хадис: «Тот, кто уподобился какому-либо народу – тот из них». Исламские ученые интерпретировали этот хадис так, что во всех аспектах жизни мусульмане должны выглядеть и действовать совершенно иначе, чем неверующие. «Это имело смысл в исламских государствах прошлого, где мусульмане составляли доминирующее большинство. В нашем контексте здесь, на Западе, в XXI веке такая интерпретацию будет ошибочной. Пророк (мир ему) был арабом и придерживался многих культурных норм, включая одежду и пищу, которым следовали все арабы в его время, были ли они многобожниками, иудеями, христианами или мусульманами. Таким образом, Пророк (мир ему) подражал арабам своего времени и походил на них, и был одним из них. Исходя из этого, общая нерелигиозная культура – это определенно не то, что запрещается хадисом», – пишет имам.

Имам Зайд Шакир – новообращенный мусульманин и духовный наставник Мухаммада Али.

Далее он поясняет: «Согласно комментариям многих ученых прошлого и настоящего, хадис предостерегает мусульман от подражания немусульманам в практиках, которые указывают на их религиозные убеждения, например, носить что-то с крестом или праздновать Рождество… Праздники и торжества, которые не являются религиозными, не имеют такой культурный подтекст или не содержат не согласующиеся с шариатом действия, допустимы.  По мнению многих великих ученых, дни рождения, годовщины брака, День независимости, День матери или отца при условии, что мы каждый день проявляем к ним особую любовь и уважение, а также День благодарения праздновать допустимо». Также по мнению имама Джона допустимы и другие западные обычаи, которые запрещают некоторые фанатично настроенные мусульмане, такие как ношение женщинами брюк, использование ложек и вилок и т.п.

Только приняв ислам, Джон Эдерер стал использовать арабский аналог своего имени – Яхья. Но после пожалел об этом, и сейчас предпочитает, чтобы его называли Джоном. Как говорит имам, принимая ислам вовсе не обязательно брать новое имя, если его смысл является хорошим. Он напоминает, что Пророк (мир ему) менял своим сподвижникам имена, только если они имели недопустимый с точки зрения ислама смысл. Но он никогда не просил, например, сменить имя у Салмана Фариси (да будет доволен им Аллах), хотя Салман – это персидское имя. Джон Эдерер пишет, что, сохраняя свое имя, человек, проявляет уважение к своим родителям, давших его ему. Кроме того, это может помочь в исламском призыве (дават): «Когда люди видят, что Мэтт, Дейв, Роберт, Сара, Лиза, Эмили, которые говорят на одном языке с ними и имеют общие с ними обычаи, являются мусульманами, то исчезает восприятие, что ислам – это чужая им религия».

Центр исламского призыва в одном из самых пестрых городов США.

Своя позиция у имама Джона и в отношении кинематографа. Он считает, что следует перестать настороженно относиться к этому виду искусства, и приводит слова выдающегося саудовского религиозного деятеля шейха Салмана аль-Ауда: «Если в прежние времена поэзия была хранилищем арабской культуры, то сегодня кино и телевидение стали хранилищем культуры большинства народов Земли. Именно в фильмах и телесериалах изображаются обычаи людей, их образ жизни и подходы к решению проблем. Именно здесь находят выражение их страхи, тревоги и мечты… Они [кино и телевидение] имеют огромный потенциал для выражения каких-то идей, осуществления изменений и формирования общественного мнения». По мнению Джона Эдерера, следует пересмотреть и запрет на изображение пророков в фильмах. Как он пишет, мусульманские ученые, с которыми он разговаривал, заявляли, что он обусловлен, главным образом, опасениями, что невежественные мусульмане начнут отождествлять пророка и актера, который его играет. Но, как утверждает имам, такие опасения совершенно безосновательны в отношении живущих на Западе образованных мусульман. «Например, в детстве я смотрел и «10 заповедей», и «Иисуса из Назарета». Но я никогда не верил, что актер действительно был пророком, и я никогда не видел, чтобы у кого-нибудь дома была фотография этих актеров. Я никогда не встречал и не слышал об американце, который поклонялся бы чьей-либо фотографии», пишет он.

Исламосфера

Комментарии