Мусульманские четки – средство для поминания Аллаха

Первое появление четок в исламе относится к периоду сподвижников. Хотя, согласно некоторым утверждениям, среди вещей Посланника Аллаха (мир ему), оставшихся после него, были четки, но в достоверных источниках подтверждения этому нет, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.


Нет сомнений в том, что на появление четок оказало влияние упоминание в хадисах определенного количества поминаний (зикр). Сподвижники, считавшие, что уменьшение или увеличение числа зикров противоречит сунне, пытались подсчитывать их с помощью гальки, финиковых семян или узлов на веревке. Передают, что последний способ использовала Фатима бинт Хусейн, внучка Али ибн Абу Талиба. Когда именно четки приняли вид бусинок, нанизанных на нить, неизвестно.

Хотя в хадисах упоминаются и другие, особое место получили поминания, которые рекомендовалось произносить после намаза – по 33 раза «Субхана-Ллах» («Слава Аллаху»), «аль-Хамду ли-Ллах» («Хвала Аллаху»), «Аллаху Акбар» («Аллах велик»). Поэтому в мусульманском мире получили распространение, главным образом, четки по 33 и 99 бусинок. Но, кроме этого, существуют четки и из 500, 1000 и 5000 зерен. Они использовались, обычно, в суфийских обителях. Также такие четки вешали на саркофаги (сандука) в усыпальницах суфийских шейхов.

Сирийские алевиты используют четки из 40 бусин, которые символизируют 40 святых. Цвет в таких изделиях тоже имеет свое значение. Красный символизирует Али, белый – Фатиму, желтый – Хасана, а зеленый – Хусейна (да будет доволен ими Аллах).

Мусульманские четки: как духовное выражается в материальном.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Четки изготавливаются из самых разных материалов. Раньше это были различные минералы, драгоценные металлы, ракушки, кости, рога и зубы животных; жемчуг, коралл и перламутр; окаменелости; твердые или ароматные породы дерева; семена некоторых растений. Одним из самых ценных материалов для четок считался янтарь. В последнее время широкое распространение получили изделия из синтетических материалов.

Бусины могут быть как небольшими, так и гигантского размера. Обычно их делают круглыми, но также они могут быть плоско-круглыми, овальными, цилиндрическими, плоскими с обеих сторон, гранеными и т.п. Каждая часть четок имеет свое название.

В XVII в. центром изготовления четок в исламском мире стал Стамбул. Здесь делали настоящие произведения искусства, работа над которыми могла занять целый год. Сейчас их можно увидеть в музеях и частных коллекциях, в частности, в музее Топкапы. Во дворце было традицией обмениваться подарками, особенно в дни мусульманских праздников. Великие визири дарили султану молитвенные коврики и четки в Ночь предопределения. Получив приглашение на ифтар в месяц Рамадан, среди знати было принято в ответ подарить дорогие четки с алмазами или жемчугом и кисточкой из золота.

Турецкий мастер изготавливает тасбихи из любых материалов.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Сохранились имена выдающихся мастеров, изготавливавших четки. Их работа ценилась очень высоко. Рассказывают, что Хороз Салих Уста из Стамбула XIX в. целый год работал над одними четками. В день Арафата, положив их в сумку, он отправил их султану. Султан в ответ наполнил его сумку золотом, что позволило Усте обеспечить себя целый год. В Османской империи некоторые мастера получали прозвище в соответствии с тем, из каких материалов изготавливали четки. Например, Седефчи (от sedef «перламутр; раковина»), Фильдишичи (от fildişici «слоновая кость»).

Пиром (покровителем) таких мастеров считался Увайс аль-Карани, поэтому на их лавках можно было увидеть надпись «С Бисмиллах открывается каждый день наша лавка / Досточтимый Увайс аль-Карани – наш пир и наставник». Связано это, вероятно с тем, что, согласно легенде, когда у Посланника Аллаха (мир ему) во время битвы при Ухуде был выбит зуб, Увайс аль-Карани выбил себе все зубы, что вместе с зубом Пророка (мир ему) составило число 33.

Приводят некоторые правила пользования четками. Например, в летние месяцы следовало использовать четки из природных кристаллов, таких как горный хрусталь, так называемый камень шахмасуд и нефрит. Считалось, что эти материалы даруют прохладу в жару. Поскольку янтарь мягкий, то четки из него полагалось перебирать аккуратно, чтобы отверстия не увеличивались. Следовало проявлять осторожность, чтобы не уронить четки на землю, поскольку сколы на бусинках снижали их ценность.

Сура “аль-Ихлас” на инжирном зернышке.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера

Комментарии