Турецкий шейх Ахмед Гюмюшханеви и его российские мюриды

В XIX в. мюриды турецкого суфийского шейха Ахмеда Зияуддина Гюмюшханеви способствовали распространению его учения по всей Российской империи, сообщает сайт gumushanedenhaber.com.


Ахмед Зияуддин Гюмюшханеви родился в 1813 г. в махалле Эскибаглар-Халькенд в городе Гюмюшхане. Здесь же он получил начальное религиозное образование и выучил наизусть Коран в возрасте 8 лет. Когда ему было 10 лет, семья переехала в Трабзон. Мальчик помогал своему отцу в торговле, а также продолжал заниматься изучением религии. Примерно после 1831 г., как-то приехав со своим дядей в Стамбул, чтобы купить товары для лавки отца, молодой человек заявил, что не желает возвращаться в Трабзон и остался в столице, которая в то время была центром религиозных знаний. Здесь он начал учиться в медресе при мечети Баезид. В 1844 году Ахмед получил иджазу (диплом) и стал преподавателем в медресе. С этого же времени он обратился к суфизму, стал посещать собрания (сухба) Абдульфеттаха Акри, шейха накшбандийского текке Аладжа Минаре, располагавшейся в районе Ускюдар. В этой текке Ахмед Гюмюшханеви познакомился с муфтием Ливана и Триполи Ахмадом ибн Сулейманом аль-Арвади, который был халифом (представителем) знаменитого суфийского шейха Халида Багдади, и получил от него иджазу. С 1859 г. Гюмюшханеви начинает ремонтировать заброшенную мечеть Фатмы-султан, располагающуюся в квартале Чагалоглу в стамбульском районе Фатих, превратив ее в центр своей деятельности. Благодаря этому мечеть получила известность как «обитель Гюмюшханеви». В 1875 г. она окончательно превратилась в резиденцию шейха.

В 1863 г. Ахмед Гюмюшханеви совершил первое паломничество. Для этого султан Абдул-Азиз выделил ему специальный корабль. В 1876 г. шейх женился на дочери шейхуль-ислама Мекки Хаджи Эмин-паши. В 1877-1878 годах, когда шла русско-турецкая война, он отправился на Восточный фронт. Сначала Ахмед Гюмюшханеви воевал в районе Карса, лично участвуя в боях с винтовкой в руках. Он приезжал в Оф, где у него было много халифов, на некоторое время, проводил уроки, потом снова отправился на Батумский фронт. Вернувшись с войны, шейх отправился в паломничество, после которого остался в Египте на 3 года. После возвращения в Стамбул он поселился в своей текке. Умер 13 мая 1894 года и с разрешения султана Абдул-Хамида II был похоронен рядом с могилой Сулеймана Великолепного, на кладбище мечети Сулеймание. Его гробница сегодня является местом паломничества.

С разрешения султана Абдул-Хамида II Ахмед Гюмюшханеви был похоронен рядом с могилой Сулеймана Великолепного, на кладбище мечети Сулеймание / Источник: evliyalar.net

Мустафа Февзи Эфенди перечисляет в своем стихотворном произведении «Менакып-наме» наместников (халифе) Ахмеда Гюмюшханеви. Согласно ему, таковых было 116. Наместниками шейха в суфизме называют его представителей, наделенных определенными полномочиями, например, отвечающими за руководство какой-то частью мюридов. Главным образом, такие наместники действовали в Восточном Причерноморье. Однако, кроме этого, многие из них были родом из самых разных регионов тюркского мира, в том числе Крыма, Казани, Кавказа. Мустафа Февзи Эфенди перечисляет их таким образом:

Один из них Абдисалих из ногайцев,

После него – Абдулазиз,

Другой – Хаджи Исмаил из ногайцев,

Еще один – Хадже Хасан.

Еще один — возвышенный Махмуд из Боснии.

Еще один – благородный шейх Мустафа.

Еще – аль-Хадж Хасан из Крыма,

Это возвышенный человек уже переселился в Рай.

Еще – шейх шейхов, свет света

Абдуллах из Дагестана.

Еще один – Ахмед Эфенди Филибеви,

Последователь Его Святейшества шейха.

Еще про одного сказали: «Он из Дагестана»

И назвали его Абдуллахом.

Еще один – Насируддин Эрджюменди из Казани,

Еще один – Фейзи Эфенди из Испарты.

Один Талип, другой Мустафа,

Еще Хадже Рашид из Казани, подобный розе.

Еще один – Юсуф Мухаммад,

Происходит он родом из Бухары.

Еще один – Гази Мухаммед из Казани.

С ним войско Ахмеда (т.е. число халифов Ахмеда Гюмюшханеви) стало сто десять.

Вместе с Мустафой из Гюмушхане

Я насчитал сто одиннадцать наместников.

Еще пять человек из арабов стали наместниками,

Так их стало сто шестнадцать.

Наместники, обученные шейхом Ахмедом Гюмюшханеви, распространяли его учение на своей родине, а также в Египте. Среди них можно назвать Абдулазиза аль-Казани (Беккине), Омера Зияуддина Дагестани и Мехмета Захида Котку, отец которого приехал в Бурсу из города Шеки в Азербайджане. Одним из самых влиятельных мусульманских деятелей России на рубеже XIX-XX в. был еще один наместник Ахмеда Гюмюшханеви – Зайнуллах ибн Хабибуллах Расули Троитски (в России известен как Зайнулла Расулев). Он был посвящен в тарикат накшбандия в 1859 году. В 1869-1870 годах прошел обучение в Стамбуле у шейха Ахмеда Зияуддина Гюмюшханеви, который выдал ему иджазу на обучение учеников. Зайнулла Расулев распространял учение халидия-накшбандия не только среди татар, но и в Средней Азии, на Кавказе, среди казахов и киргизов.

Расулев, Зайнулла — Википедия

Зайнулла Расулев / Источник: ru.wikipedia.org

В 1871 г. в Байбурте Ахмедом Гюмюшханеви была основана библиотека Зияийе. Когда во время Первой мировой войны город был захвачен русской армией, библиотека была сожжена, а находящиеся в ней рукописи увезены в Россию. Почти сто лет об их судьбе не было никакой информации, пока в январе 2020 г. в Государственном музее Востока не была открыта выставка «Суфизм без границ. Накшбандийский шейх Ахмед Гюмюшханеви (1813-1893) и его рукописи». На ней были представлены 30 рукописей шейха. Как заявлялось, увезя манускрипты в Россию, ученые спасли их.

Рукописи шейха на выставке «Суфизм без границ. Накшбандийский шейх Ахмед Гюмюшханеви (1813-1893) и его рукописи» / Источник: ivran.ru

Таким образом, можно утверждать, что благодаря своим многочисленным наместникам Ахмед Гюмюшханеви сыграл важную роль в культурных отношениях и связях тюрко-исламского мира.

Исламосфера

Комментарии