Как развивалось искусство книжного переплета в исламском мире

Стремление мусульман украсить самым лучшим образом свою священную книгу – Коран – привело к тому, что искусство переплета в исламском мире получило исключительное развитие. Книжные переплеты в Европе в те времена были очень просты по сравнению с восточными.


Искусство переплета в исламском мире возникло в силу необходимости вести письменную фиксацию религиозного учения, в частности – Корана. Так как Коран был самым почитаемым текстом, то мусульмане особое внимание уделяли его оформлению, в том числе украшению обложки, превратив ее изготовление в целое искусство. Отличительной особенностью исламских переплетов был клапан, который, с одной стороны, защищал страницы, с другой – использовался в качестве закладки. В этом находит отражение одна из тонких особенностей мусульманского искусства, заключающаяся в том, что функциональность предшествует эстетике.

Самые первые образцы исламских переплетов были найдены в Египте и Тунисе. Вероятно, они принадлежат эпохе Тулунидов (868-905). Одними из ранних очагов переплетного дела в исламском мире были Хорасан, аль-Джазира и Ирак.

Тунисский переплетчик дарит новую жизнь древним рукописям.

Переплеты рукописей из Магриба украшались геометрическими узорами / Источник: New Straits Times

Создание рукописей из пергамента и их переплетов было невероятно трудоемкой формой искусства. Позже, во времена мамлюков в Египте, в Андалусии и Северной Африке, переплетчики находились под сильным влиянием техники и искусства коптских христиан. Именно в этот период мастера научились украшать кожу золотом.

Переплеты всего мусульманского мира, созданные в X-XIII вв. демонстрируют исключительное сходство. Это отчасти продолжалось и в XIV столетии.

Музей исламского искусства в Малайзии показал образцы мастерства мусульманских переплетчиков.

Во времена династии Каджаров создавались обложки с помощью папье-маше и лака, на которых изображались правители, такие как Фатх Али-шах / Источник: New Straits Times

По мере расширения исламского мира стали использоваться разные материалы и техники, а обложки стали более сложными. Переплеты отдельных регионов имели свои особенности – арабы отдавали предпочтение коже, в Иране изготавливали лаковые обложки с цветочными узорами из сусального золота, а в малайских рукописях использовался текстиль, на который наносился орнамент с элементами местной флоры. В XV-XVI вв. искусство переплета в исламском мире достигло пика своего развития.

Персы ввели в обиход обложки из папье-маше, покрытого лаком. Хотя при оформлении религиозных рукописей в Иране соблюдался запрет на изображение живых существ, в светских книгах к этому относились не так строго. Покровительствуя переплетному делу, богатые люди поручали мастерам изображать их на обложках. Например, во времена династии Каджаров создавались обложки с изображением правителей, таких так Фатх Али-шах. Это была высококвалифицированная работа, поэтому такое могли себе позволить только очень обеспеченные люди.

Эдирнекари – искусство, которому 500 лет.

Мотивы арабески и хатай – типичный декоративный стиль, в котором выполнялись турецкие переплеты в Османской империи в 16-18 вв. / Источник: New Straits Times

Высокое развитие получило переплетное дело в Османской империи. Султаны привлекали лучших переплетчиков и художников из Герата, Тебриза, Каира и Дамаска для работы в придворных мастерских.

В эпоху индустриализации и механизации классическое переплетное искусство пришло в упадок. Массовое производство требовало изготовления большего количества книг, снижая их стоимость. Поэтому и переплет был в значительной степени упрощен.

Тем не менее, и в наше время есть мастера, продолжающие классическое искусство исламского переплета. В Турции, например, много для его сохранения сделал Ислам Сечен. А в Университете изящных искусств имени Мимара Синана в Стамбуле существует отделение переплетного искусства.

Наккашхане – придворные мастерские.

Источник: isoacourses.com

Исламосфера

Комментарии