Прощение в философии Мевляны

«Приди, приди, приди, кто бы ты ни был», – писал Мевляна Джаляледдин Руми. Двери прощения открыты для каждого, пишет Кадир Озкёсе.


Знаменитые строки, написанные Джаледдином Руми, гласят:

Приди, приди, приди, Кто бы ты ни был,

Даже если ты огнепоклонник, неверный или язычник

Даже если ты уже обещал сто раз

И сто раз нарушал обещание.

Эта обитель – не обитель безнадежности.

Эта дверь открыта для каждого,

Приди, приди, как ты есть.

Согласно философии Джаляледдина Руми, прощение – главная черта духовного учителя. Всевышний Аллах, являющийся Прощающим в абсолютном смысле, проявляет это Свое качество в наставниках – муршидах. Он показывает Свое господство через прощение, на небе божественного благоволения. Он создал тысячи облаков покровительства и прощения. Его милосердие имеет целью совершенствование человека и наделение его благими качествами. А осуществить это можно только через прощение. В одном своем бейте в «Диван-и кабир» Мевляна обращается к Всевышнему со словами: «В том месте, где я нахожусь, нет ничего, кроме ошибок. В том месте, где находишься Ты, нет ничего, кроме прощения».

В последнюю минуту она простила убийцу своего сына.

Картинки по запросу diwan e shams tabrizi

«Диван-и кабир» / Источник: wikiwand.com

Совершение ошибок человеком и, следовательно, мюридом вытекает из его природы. Не может быть не имеющего ошибок человека и не имеющего ошибок мюрида. Мевляна, принимающий во внимание эту истину, указывает, что там, где есть человек, обязательно будут и ошибки. Ошибки – это часть человека. Считать человека лишенным ошибок является приравниваем его к ангелам, а это противоречит его природе. С этой точки зрения духовный наставник должен очистить человека от ошибок и привести человека в более совершенное состояние. Ища пути для этого, Мевляна демонстрирует здравый и реалистичный подход. Как он пишет, на божественном уровне (макам) нет ничего, кроме прощения, поэтому и духовные наставники, следуя божественным путем, должны всегда прощать.

Не всегда возможно ликвидировать ошибку посредством наказания. Ибо в таком случае вопрос смещается из плоскости воспитания в плоскость права, и происходит не воспитание, а правовое преследование. Воспитание исправляет человека, а то, что оно не может исправить, берет на себя право и карает. В таком случае, суд, творимый духовным наставником, тюрьма, к которой он приговаривает человека, это его прощение. Он исправляет ошибки с помощью прощения. Он не является тем местом, из которого бегут совершившие ошибку. Он – те врата, с которыми они связывают свои надежды. Об этих вратах надежды Мевляна в «Диван-и кабир» пишет так: «Не впадай в безнадежность по причине зла, совершенного тобой, потому что океан божественного милосердия примет твое покаяние. Преврати свои грехи в поклонение, нет Ему равных в принятии покаяния». Всевышний Аллах, являющийся самым великим Наставником, после покаяния превращает грехи человека в духовное вознаграждение (саваб). И Мевляна рекомендует и наставникам, занятым воспитанием мюридов, следовать этим путем.

Мухаммад Икбал: “Суть жизни – найти самого себя”.

Pin by Hippy Yiddish Mama on ~*~ Life ~*~ | Forgiveness, Love in ...

Источник: pinterest.nz

Исламосфера

Комментарии