Пятьдесят оттенков черного и серого в работах иранского каллиграфа
Известная иранская художница-каллиграф Азра Агиги Бахшайеши представила свои новые работы на выставке под названием “Черное на темном”, которая проходит в Тегеране, сообщает IFP.
Азра Агиги Бахшайеши не только является одной из самых известных в Иране художниц, работающих в сфере исламской каллиграфии, но и признана за рубежом. Агиги родилась в 1968 году в Куме (Иран) в литературной семье. Она – потомок известного придворного каллиграфа Мирзы Карима Хошневиса Табхари.
В первые годы своего обучения каллиграфии она вдохновлялась красотой и стилистическими вариациями персидских букв. В университете она изучала куфический стиль у известного каллиграфа Насроллы Афджаи. Под его руководством она открыла для себя свободу художественного выражения, доступные через каллиграфию, особенно в минималистских формах куфийского письма. Для нее не только не важно, чтобы зрители понимали смысл букв и слов в ее работах. Наоборот, по ее задумке, зрители как раз-таки должны не понимать слова. Отсутствие ясного смысла позволяет Агиги выйти за пределы языка и войти в область формы, перейдя на универсальный язык эстетического общения, к которому есть доступ у любого человека, способного чувствовать.
В Иране открылся первый персональный музей художницы.
Рассуждая о своем творчестве, она говорит: «Эти писания – словно шепот в моей голове, который не означает слишком многого, он как медитация. Иногда это могут быть стихи, молитвы или просто разговор. Общение только на одном языке создает барьер между мной и зрителем, если только они не говорят на том же языке. Я надеюсь, что мое искусство как универсальное послание дойдет до более широкой аудитории».
“Каллиграфия – это урок, который гарантирует очищение духа”.
Работы Азра Агиги хранятся в Британском музее, в Музее исламского искусства в Дохе, в Национальном музее Малайзии, а также во многих частных коллекциях Европы и Азии.
Выставка “Черное на темном” – это комбинация букв большого размера. Эти буквы настолько плотно переплетены друг с другом, что образуют черную поверхность.
В ее работах форма преобладает над содержанием, что является редкостью для культурной истории Ирана, поскольку там во все времена содержание имело приоритет над формой. Но, оставаясь в лоне исламской традиции каллиграфии, она, тем не менее, не стремится передать исключительно духовное послание зрителям. По ее мнению, каллиграфия является привлекательной из-за своей символической способности представлять все, от поэзии и молитвы до простого разговора. Творчество иранской художницы, опираясь на богатую традицию ближневосточной культуры, дает возможность ей постулировать нечто новое, а именно бесконечную способность формы создавать смысл.
Выставка «Черное на темном» продлится до 26 ноября в Тегеранской галерее Хома. А саму Бахшайеши можно увидеть ниже:
Исламосфера