Абдул-Меджид II: художник, музыкант и последний халиф исламского мира

Выросший в Стамбуле и получивший образование у турецких и французских наставников, последний османский халиф олицетворял собой синтез европейской и исламской культур.


Талантливый пианист и виолончелист, а также художник, османский принц Абдул-Меджид был квинтэссенцией турецкого Возрождения. Быть последним официально признанным мусульманским халифом – это та участь, по причине которой он навсегда останется в вехах истории. Когда в 1924 году парламент Турецкой Республики уничтожил последние остатки османской власти, лишив Абдул-Меджида почетного титула халифа, был положен конец институту, созданному когда-то сподвижником Пророка Мухаммада (мир ему и благословение от Аллаха) Абу Бакром.

В стамбульском музее Сакипа Сабанджи с видом на Босфор проходит выставка, призванная пролить свет на жизнь и творчество османского шахзаде. На выставке под названием «Необыкновенный мир принца: Абдул-Меджид Эфенди» представлены 60 картин шахзаде и 300 исторических документов, касающихся его жизни. Коллекция выставлена на всеобщее обозрение впервые после смерти принца в Париже в 1944 году. Не менее важным, чем художественные достоинства каждой работы, является то, что они демонстрируют синтез европейской и исламской культур, который османам удалось создать к концу XIX века.

istanbul-sakip-sabanci-museum-abdulmecid-exhbition

Источник: Музей Сакипа Сабанджи

Абдул-Меджид родился во дворце Бейлербейи в азиатской части Стамбула в 1868 году. Молодой принц быстро увлекался любыми интеллектуальными и творческими занятиями, связанными с языками и западным искусством, что переросло со временем в настоящую страсть. Султан Абдул-Хамид II, пришедший к власти в 1876 году, открыл школу во дворце Йылдыз в Стамбуле, которую могли посещать османские дворяне. В этом заведении Абдул-Меджид II получал образование как у турецких, так и у французских учителей, причем последние оказали заметное влияние на его будущие вкусы и стиль его творчества. В юности мысль о том, чтобы однажды занять должность халифа, была почти невозможной, так как Абдул-Меджид был в низшей иерархии, если говорить о линии преемственности. Отсутствие отвлекающих факторов означало, что он мог свободно сосредоточиться на своей любви к искусству и музыке, а также на благотворительной деятельности.

abdulmecid-national-palaces-photograph-collection

Молодой Абдул-Меджид (справа) развлекает гостя / Источник: Коллекция фотографий национальных дворцов

Последний халиф. Возвышение Абдул-Меджида до халифата произошло в результате распада Османской империи после Первой мировой войны. После османского поражения и угрозы со стороны империалистических держав, разделивших традиционные турецкие земли в Анатолии и на Балканах, принц пообещал свою поддержку Мустафе Кемалю Ататюрку и его правительству в Анкаре. Рост республиканского движения привел к упразднению Османского султаната, падению монархии и изгнанию двоюродного брата Абдул-Меджида, султана Мехмеда Вахдеттина (Мехмеда VI). Оставалась церемониальная и теперь выборная должность халифа, который должен был избираться депутатами Великого национального собрания и играть чисто церемониальную роль. Именно в этом контексте Абдул-Меджид был избран халифом, последним признанным политическим лидером мусульман-суннитов во всем мире. Он щеголял символической властью своего поста, разъезжая на своем белом коне по улицам Стамбула, вызывающе демонстрируя историческое превосходство Османской империи. Он также устраивал пышные приемы в духе османов прошлого и лично посещал церемонии пятничной молитвы в мечети Святой Софии, демонстрируя свое лидерство над мусульманами мира. В конечном итоге республиканцы упразднили должность Абдул-Меджида и изгнали халифа и всех остальных членов королевского дома. Когда этот момент настал в марте 1924 года, султанская семья была предупреждена за три дня, и Абдул-Меджид отправился в Европу.

Russo-Turkish-war-abdulmecid-sakip-sabanci

Картина Абдул-Меджида с изображением битвы в ходе русско-турецкой войны / Источник: Музей Сакипа Сабанджи

Европейский осман. Абдул-Меджид и его семья сначала переехали в Террите, небольшой городок в Швейцарии, а затем во французский город Ницца, где он жил до 1939 года, прежде чем переехать в Париж. Несмотря на стамбульское воспитание, европейские тенденции оказали влияние на его художественное и интеллектуальное развитие. Абдул-Меджид был не просто необычен тем, что наслаждался плодотворной карьерой художника после короткого периода, когда он был государственным деятелем, но его путь отражает историю модернизации и вестернизации самой его страны. Это было преобразование, которое в конечном итоге оказалось фатальным для Османской империи, поскольку этот сдвиг вызвал бесконечные споры в Турции о том, отчуждены ли элиты от своей собственной культуры – вопрос, который сохраняется и по сей день.

Mosque Gate, 1920 by Prince Abdulmecid Efendi | Mosque, Ottoman empire, Painting

Картина Абдул-Меджида с изображением ворот мечети / Источник: Музей Сакипа Сабанджи

В изгнании Абдул-Меджид занялся фотографией, делая снимки со всего континента, поддерживая при этом отношения с мусульманскими общинами, особенно с теми, кто живет на Индийском субконтиненте. В первые годы своей отставки он также связался с индийскими мусульманами, которые решительно выступали против отмены халифата, в том числе с симпатизирующим ему Ага-ханом. Здоровье Абдул-Меджида стало ухудшаться после начала Второй мировой войны, что вынудило его переехать во французскую столицу, где он и умер в 1944 году. Просьба похоронить его в Стамбуле была отклонена республиканским правительством, и через десять дней последний халиф ислама был похоронен в Медине – городе, где 1300 лет назад была установлена эта должность.

Hilâfet Hareketi

Абдул-Меджид II на своем троне (1923 г.) / Источник: Библиотека Конгресса

Исламосфера

Комментарии