Дутар: искусство игры на двух струнах

Неспециалистам дутар, двухструнная лютня с длинным грифом и грушевидным корпусом, может показаться примитивным и незамысловатым. Однако внешняя простота обманчива.


Элегантность, минималистичный внешний вид и плавные линии дутара доведены до совершенства. Только подумайте, каким необычайно талантливым и блестящим исполнителем должен быть музыкант, играющий мелодии своего сердца на двухструнном инструменте! Благодаря этой своей особенности дутар и получил свое название “до-тар”, которое с персидского так и переводится – «две струны».

Будучи персидским по происхождению, инструмент получил широкое распространение в обширном регионе в Центральной и Южной Азии. Существует несколько его различных видов, иногда с другими названиями (обычно производными от слова «танбур»). Можно выделить несколько видов этого музыкального инструмента.

Уйгурского “короля дутара” задержали в Китае.

Iran seeks UNESCO status for dotar instrument - Tehran Times

Дутар, используемый в Центральной Азии, является самым большим (его общая длина около 125 см) и оснащен двумя шелковыми струнами. Хорасанский дутар более узкий и короткий (общая длина около 100-110 см). Раньше струны для него делали из шелка или кишок животных, но в XX веке эти материалы вытеснила сталь. Резонатор такого дутара вырезают из цельного куска тутового дерева, а на шейке устанавливаются металлические лады, иногда серебряные. Такой дутар распространен среди туркмен, каракалпаков, турок, курдов и персов, а также афганцев из Хорасана. Это любимый инструмент бахши – народных певцов у тюркских народов Средней Азии.

Резонатор и гриф дотара (или домбры), используемого в Таджикистане, вырезают из цельного куска абрикосового дерева. В инструменте нет ладов, а длина изготовленных из кишок животных или нейлона струн не превышает 60 см, при этом общая длина инструмента составляет 75 см.

Гератский дутар в недавнем прошлом претерпел изменения. Металлические струны заменили изготавливаемые из кишок животных, и была добавлена третья струна. В 1960-х годах под влиянием индийских инструментов появились струны для резонанса и бурдона (непрерывно тянущегося звука), что привело к изменению техники игры (с металлическим медиатором) и изменению пропорций инструмента.

Халфачилик – хорезмское искусство только для женщин.

Музыкальная функция дутара определяет его статус. В провинции Герат он стал считаться инструментом для простого народа, но в Хорасане сохраняет свой былой благородный статус, особенно в Торбете-Джаме, одном из крупнейших музыкальных центров региона. Здесь часто можно увидеть дутары, богато украшенные инкрустацией, в том числе костью и рогом, а также серебром с чернением.

Особое место занимает дутар в уйгурской и туркменской культуре. Инструменты были ценным имуществом, которое хранилось в специальных мягких тканевых футлярах и никогда никому не передавалось во временное пользование. В Туркменистане популярна одна реальная история, произошедшая со знаменитым дутаристом Шукур-бахши. Рассказывают, что его непревзойденная игра помогла предотвратить жестокую битву с соседней страной. Даже в наши дни в Туркменистане ни одно торжество, будь то свадьба или государственный праздник, не обходится без выступлений бахши с их дутарами.

Новые объекты из исламского мира в списке ЮНЕСКО.

Исламосфера

Комментарии