Как хадж вдохновлял искусство и литературу на протяжении веков

“Мы снова отправились ночью из этой благословенной долины (называемой Марр), с сердцами, полными радости при достижении цели их устремлений, радуясь их настоящему и будущему состоянию, и прибыли утром в Мекку (Всевышний Аллах облагородил ее)”, – писал путешественник Ибн Баттута в 1326 году. За год до этого он выехал из Марокко, пересек Северную Африку и добрался до Каира, затем направился в Иерусалим и Дамаск, а затем в Медину и Мекку, пишет arabnews.com.


Ибн Баттута провел четыре дня в Медине, прежде чем достиг Мекки, где он надел простой белый ихрам, чтобы совершить ритуалы хаджа. “Мы сделали (семикратный) обход вокруг Каабы и поцеловали святой камень; мы совершили молитву из двух ракаатов в макаме Ибрагима и прильнули к покрывалам Каабы в Мултазаме между дверью и черным камнем, где молитва не бывает неуслышанной; мы пили воду Замзам…; затем, пробежав между ас-Сафа и аль-Марва, мы вернулись в наше жилище, расположенное недалеко от ворот Ибрагима”.

Али-бей аль-Аббаси: испанец, принявший Ислам и открывший Мекку европейцам.

Марокканский исследователь дал увлекательное изображение пятого столпа ислама почти 700 лет назад. Он далеко не единственный, кто оставил описание обрядов хаджа. Ежегодное исламское паломничество является повторяющейся и разнообразной темой в искусстве, поэзии и прозе всего исламского мира, но в особенности в литературе о путешествиях. От андалузского географа Ибн Джубайра до испанского исследователя Али-бея аль-Аббаси, этот жанр богат красноречивыми и описательными текстами, большинство из которых не только оживляют сами паломничества, но и различные времена, в которые они происходили.

The Orientalist Sale | Sotheby's

Источник: sothebys.com

“Существует богатая литература о хадже, – говорит д-р Нуха аш-Шаар, адъюнкт-профессор Американского университета Шарджи. “Многие задокументировали свое путешествие в Мекку, и поэтому у нас есть такой жанр литературы как “Ар-Рихля аль-Хиджазия” – путешествие в Хиджаз для совершения паломничества. Знаменитое “Путешествие Ибн Баттуты” было первой книгой путешествий, в котором имелись сведения о хадже.

5 великих людей по имени Мухаммад.

В первой половине 14-го века богослов Ибн Каййим аль-Джаузия опубликовал “Путешествие любви”, в котором нашло отражение внутреннее духовное путешествие, испытанное автором во время хаджа с многочисленными физическими трудностями. В стихотворении описывалось путешествие Аль-Джаузии к Каабе, Арафату, Муздалифе и Мине, прощальный таваф и товарищи-паломники, сопровождавшие его.

О Каабе он писал следующее: “Когда они видят Его дом — это великолепное зрелище/ради которого горят сердца всех существ/кажется, что они никогда не чувствовали усталости раньше/ибо они не ощущают больше трудностей”.

Сурра – караваны с дарами халифов Каабе.

Хотя хадж занимает центральное место в Исламе, он также привлекает писателей из других стран – из Европы и Дальнего Востока, и даже из Северной Америки, откуда в 1964 году приехал активист движения “За гражданские права” Малкольм Икс. Именно в Мекке он открыл для себя Ислам.

Why do Muslims pray to the direction of Kaaba? No, they pray ...

Источник: pinterest.com

 

Там были десятки тысяч паломников со всего мира”, – писал он по возвращении. – Они были всех цветов кожи, от голубоглазых блондинов до чернокожих африканцев. Но мы все участвовали в одном и том же ритуале, демонстрируя дух единства и братства, который, согласно моему опыту в Америке, никогда не может существовать между белым и небелым”.

Как Уильям Г.Квиллиам стал первым английским шейхул-исламом.

Европейские писатели также стремились увидеть зрелище хаджа. Викторианский исследователь, географ и писатель сэр Ричард Фрэнсис Бертон в 1855 году опубликовал свой “Личный рассказ о паломничестве в Медину и Мекку”. Чтобы проникнуть в Мекку, доступ в которую немусульманам был закрыт, он замаскировался под дервиша. Другой британец Элдон Раттер посетил Мекку и Медину в 1925-1926 годах и опубликовал “Священные города Аравии” в 1928 году. Книга имела несомненный успех у критиков, хотя Раттер, перешедший в Ислам, остается неясной фигурой.

“Сквозь лес колонн я смутно видел большой, усыпанный гравием четырехугольник, простиравшийся на четыре с половиной акра; и посреди его, покрытый черной тканью, которая едва различала его в темноте, стоял Бейт Аллах, Дом Бога – Кааба”, – писал Раттер. “Под сводами аркад, босые, в длинных одеждах, молчаливые фигуры спешили занять свои места позади имамов. Во всех частях Большого четырехугольника верующие выстраивались в длинные очереди перед Каабой, готовясь совершить утреннюю молитву. Над гребнем холма Аби-Кубайс в небе появился первый слабый свет зари, похожий на прозрачное пятно в темно-синем стекле”.

Где делают кисву – покрывало для Каабы?

 

Hajj: pilgrimage to Mecca – The British Museum Blog

Источник: blog.britishmuseum.org

Хотя литература предоставляет нам “окно”, через которое можно наблюдать хадж, возможно, именно искусство является центральным для его более широкого понимания. Это, в конце концов, столп Ислама, который наиболее легко поддается художественному выражению.

“Хадж занимает центральное место в мусульманской вере, и художники и творческие люди не являются исключением из этого”, – говорит Унс Каттан, руководитель одела исследований в Art Jameel. “Многие художники на протяжении всей истории документировали свои собственные паломнические путешествия или изучали сближение и единение культур во время священного действия.

“Художники, которые решили показать свой опыт хаджа, сделали это с помощью разных творческих приемов. Можно вспомнить работу современного саудовского художника Маха Маллуха “Дорога в Мекку”, или серию картин французского художника Кадера Аттии “Черный куб II”, вдохновленную формой Каабы”, – продолжает он.

Единственная всемирная награда для мусульманских художников и дизайнеров вручается в Дубае.

Источник: medium.com

Каттан также упоминает инсталляцию саудовского художника Ахмеда Матера “Магнетизм”, которая изображает черный кубический магнит, окруженный стальной пылью, которая напоминает таваф в Мекке. Работы Матера, Маллу и Кадера были частью выставки “Хадж: Путешествие в сердце ислама”, которая состоялась в Британском музее в 2012 году.

Центр искусств Jameel в Дубае в настоящее время представляет работу пакистанского художника Варды Шаббир, одной из восьми финалистов, которые приняли участие в пятом издании премии Jameel Prize для современных художников и дизайнеров. Ее работа изображает Каабу и таваф через традиционную миниатюрную живопись.

Некоторые из самых известных визуальных изображений хаджа, однако, показаны с западной точки зрения. “Паломники, идущие в Мекку” Леона Белли является одной из самых известных работ и считается шедевром ориенталистской живописи. Завершенная в 1861 году, картина теперь выставлена в Музее Орсе в Париже. Она изображает длинный караван, пересекающий пустыню на пути к Мекке. Есть также известная работа Людвига Дойча “Шествие махмаля по улицам Каира”.

Мусульманский Восток в творчестве западных художников: романтика и ориенталистские стереотипы.

Неудивительно, что хадж занимает столь видное место в искусстве. Писатели, художники, поэты и музыканты, как правило, вдохновляются тем, что движет ими больше всего, поэтому паломничество, которое для многих представляет определяющий духовный опыт в жизни, также является плодородной творческой почвой.

Ibn Battuta (With images) | Drawing prints, Ibn battuta, Old art

Источник: pinterest.com

Исламосфера

Комментарии