Кумган – кувшин для омовения в мусульманской традициии

В арабском и турецком языке кувшин для совершения омовения называют «ибрик», в Иране и в некоторых регионах Средней Азии, испытывавших влияние персидской культуры, его именуют абдестан, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.


Первые образцы кувшинов встречаются на Ближнем Востоке с III тысячелетия до н.э. Существуют сообщения, что Посланник Аллаха (мир ему) использовал стеклянный кувшин для омовения, но некоторые оспаривают этот факт. Вместе с этим, известно, что Усману (да будет доволен им Аллах) во время омовения помогал раб, поливая ему руки и ноги водой из кувшина.

Прототипом первых исламских кувшинов являются сасанидские. Самые ранние образцы таких кувшинов имеют грушевидную форму и высокую подставку, расширяющуюся книзу. Их горлышко расширяется к ободу и часто украшено канавками. Один из древнейших образцов, который, согласно надписи на нем, изготовлен в Басре в 689 г., хранится в Тбилисском музее. Начиная с раннего периода в исламском искусстве начали изготавливать кувшины, в которых или какие-то элементы, или кувшины целиком имели вид птиц (павлинов, голубей, орлов, уток). Самые красивые из них, сохранившиеся до наших дней, принадлежат Фатимидам. Уже с ранней эпохи кувшины для знати стали богато украшать, в том числе драгоценными камнями и металлами. На них могли изображаться целые картины – сцены охоты или придворной жизни. Некоторые кувшины представляют собой настоящее произведение искусства.

Потомственные кузнецы Бухары.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Для совершения омовения создавались специальные наборы, состоящие из таза и кувшина. Их можно увидеть во многих музеях.

Выполняли кувшины из разных материалов – меди, серебра, золота, стекла, хрусталя, керамики. Среди последних обращают на себя внимание двустенные кувшины, которые изготавливали в Иране в XII-XIII в. Такие сосуды выполняли функции своего рода термоса, позволяя сохранить жидкость теплой или холодной.

Так как кувшин использовался для подготовки к богослужению, то он приобрел особый статус. Благодаря этому, а также своему изысканному и элегантному виду он часто выступал в качестве мотива в разных видах искусства. Его можно увидеть на керамических и изразцовых плитках, в росписях по стеклу и каллиграфии. Кроме того, кувшин, который в арабской поэзии сравнивают с цаплей, лебедями и газелью, использовался для описания красавицы с серебристым (белокожим) телом и длинной шеей.

Сокровища Музея турецкого и исламского искусства в Стамбуле.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В исламской традиции поливать водой из кувшина руки и ноги другому человеку во время омовения считается знаком уважения и сунной. Сподвижники помогали Посланнику Аллаха совершать омовение, а в домах богатых людей держали рабов и наложниц для этого. Во дворцах такая служба была строго регламентирована. Особенно в этом отношении отличалась Османская империя, где существовала строгая иерархия обязанностей людей, помогавших султану совершать омовение. Человек, который непосредственно следил за тазом, кувшином и обеспечением султана водой, назывался «ибрикдарбаши» или «сер-ибрики», его помощники –«ибрикдар», младшие помощники – «ибрик гулямы». Когда султан испытывал жажду и во время еды, ибрикдарбаши подавал ему воду, он же поливал ему водой из кувшина, когда падишах совершал омовение. Помимо высокой зарплаты ибрикдарбаши получал подарки на Навруз и Курбан-байрам. В гареме среди кюльфет (главных служанок гарема) одна была «мастером-ибрикдаром» (ибрикдар-уста), и у нее были свои помощницы.

Исламское искусство в работах русского искусствоведа Анатолия Иванова.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера

Комментарии