Мусульманский ученый XX века: Мухаммад Хамидуллах

Мухаммад Хамидуллах, которого называют одним из самых крупных исламских ученых XX в., имел свою позицию по некоторым религиозным вопросам.


Мекка, Медина, Бейрут, Дамаск, Каир, Франция, Германия, Северная Африка, Стамбул… Мухаммада Хамидуллаха, который изучил чуть ли не все исламские рукописи в библиотеках перечисленных городов и стран, друзья называли «библиотечным кротом».

Мухаммад Хамидуллах родился в 1908 г. в Хайдарабаде в семье ученых, род которых восходил к арабскому богослову и суфию Махдуму аль-Махаими (ум. 1432 г.). Его отец Абу Мухаммад Халилуллах был главным муфтием низамов Хайдарабада.

Аиша Абдуррахман – женщина-богослов ХХ века.

Мухаммад Хамидуллах получил прекрасное религиозное образование, закончил факультет права Университета Усмания, где остался работать в качестве ассистента. Для завершения диссертации по юридической системе исламских государств был отправлен в Бонн в Университет Фридриха Вильгельма, где одновременно стал преподавать арабский язык и урду. Защитив в 1933 г. свою диссертацию на немецком языке «Нейтралитет в международном исламском праве», он приступил к работе над следующей работой, уже на французском языке, «Свод документов по мусульманской дипломатии времен Пророка и праведных халифов», которую защитил в Сорбонне в 1935 г. Таким образом, он стал обладателем двойной докторской степени – доктора философских наук и доктора филологических наук. Вернувшись на родину, в 1936-1946 г. Мухаммад Хамидуллах, получивший звание профессора, преподавал право в Университете Усмания.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В 1946 г. Мухаммад Хамидуллах вошел в состав делегации ООН от Хайдарабада. Когда в 1948 г. Индия аннексировала это княжество, он пытался добиться признания независимости своей родины. Поэтому индийские власти запретили ему возвращаться. В начале 50-х годов ученый принимал участие в создании первой Конституции Пакистана. В дальнейшем ученый поселился во Франции. Он внес огромный вклад в открытие в Париже Исламского культурного центра, занимался научными исследованиями и преподаванием. В 1996 г. перебрался в Америку, где и умер 17 декабря 2002 г. после утреннего намаза. Ученый настолько верил, что его родное княжество когда-нибудь обретет независимость, что всю жизнь отказывался получить гражданство какой-либо страны и жил в статусе «heimatlos» (лицо без гражданства»).

Кристиан Боно – исламский проповедник и переводчик Корана на французский язык.

Мухаммад Хамидуллах никогда не был женат, не уделял внимания благам земного мира и деньгам. Он не брал гонорары за свои изданные труды. Когда Пакистан за исследования жизни Посланника Аллаха (мир ему) наградил его орденом Хилале-Имтияз, ученый взял саму награду, а прилагающуюся к ней выплату пожертвовал Институту исламских исследований Исламабада. Точно так же он отказался от премии короля Фейсала.

ИСЛАМ — Проф. Мухаммад Хамидуллах | Читать книгу онлайн на Bookmate

Источник: ru.bookmate.com

Ученый свободно владел 22 языками, включая персидский, арабский, французский, английский, немецкий, итальянский, греческий, турецкий, русский и т.д. В возрасте 84 лет он выучил тайский. Мухаммад Хамидуллах является автором более 250 книг и нескольких тысяч статей на разных языках. В 2008 г. на русском языке издательством «Сад» была опубликована его книга «Ислам».

Женщины-чтицы Корана – тренд в Египте начала ХХ века.

Мухаммад Хамидуллах придерживался мнения, что существует тесная связь между хадисоведением и историей, так как обе науки используют методы, основанные на преданиях. Он занимался исследованиями за пределами своей области знаний, практикуя подход к исламским наукам как к единому целому и пытаясь основывать их на первоисточниках. В своих работах по истории ислама ученый не только передавал информацию, но иногда лично посещал места, где произошли те или иные события, проводил исследования, что позволяло ему добавлять свои собственные комментарии и оценки. Делая это, он обычно избегал принимать все, что не было доказано рациональными методами. Упор Мухаммада Хамидуллаха на рационализм, особенно в отношении пророческих чудес, стал предметом критики. Он считал, что эффект чудес с той точки зрения, могут они привести к вере или нет, является неопределенным, поскольку если одни люди действительно могут уверовать, узрев чудо, на других оно не оказывает никакого влияния. Также, по его мнению, главное в Мирадже – это вознесение к Аллаху, а где и как оно происходило, не имеет значения.

Исламосфера

Комментарии