Османский каллиграф родом из Крыма, предсказавший свою смерть
Этот каллиграф получил известность как Кырымы или Татар, так как был родом из Крыма. В Стамбул он переехал с семьей еще в юности, получил здесь хорошее образование. Увлекшись каллиграфией, он учился у Дервиша Мехмеда Саида – внука знаменитого каллиграфа Шейха Хамдуллаха.
Абдуллах Кырымы получил иджазат (диплом) о владении аклам ас-ситта – «шестью почерками». Под этим имеются в виду шесть почерков, используемых в арабской каллиграфии – тавки, рика, мухаккак, райхани, сульс и насх.
Завершил образование, долгие годы он был секретарем при Диван-и Хумаюн – правительственном совете Османской империи, достигнув совершенства в каллиграфии. Помимо прочего, он прославился как музыкант. Особенно искусен он был в игре на тамбуре, посещал музыкальные собрания. Но незадолго до смерти он раскаялся в своем образе жизни и разломал тамбур.
Об его смерти существует свое предание. О приближающейся кончине он узнал заранее. Поэтому купил участок около текке Эмира Бухари в Стамбуле и начал готовить могильный камень для себя, создавая надпись на нем. Обозначая дату смерти, он высек только две девятки. У него спросили: «А какая будет третья цифра?». «Среди моих учеников, думаю, найдется кто-нибудь, кто высечет еще одну цифру 9», – ответил каллиграф. Как он и предсказывал, скончался он в 999 г. по хиджре, что соответствует 1590-1591 гг., а изготовленный им могильный камень занял свое место. После его смерти на его могилу стали приходить люди, чтобы полюбоваться искусной работой. Позже, уже в современную эпоху этот камень был перенесен в Музей турецкого и исламского искусства, чтобы сохранить его от разрушения.
Абдуллах Кырымы был весьма искусен в каллиграфии в стиле Шейха Хамдуллаха. Но по совету, возможно, кого-то из недоброжелателей, взялся за создание своего собственного стиля, вдохновляясь, в том числе, и персидским каллиграфом Ахмадом Шахом Таййибом. Однако нельзя сказать, что его попытки в этом направлении были удачными. При этом он растерял и свое мастерство в прежнем стиле. Специалисты единодушны, что если бы он не отказался от стиля Шейха Хамдуллаха, то стал бы одним из самых выдающихся каллиграфов в истории турецкого искусства.
В Турции хранятся некоторые произведения, созданные мастером. В Музее турецкого и исламского искусства имеется переписанный им Коран, созданный в 966 г. по хиджре (1558 г.), в библиотеке Стамбульского университета – сборник, содержащий избранные суры и молитвы. Также его работы сохраняются в частных коллекциях. У Абдуллаха Кырымы было много учеников, большинство из которых стали известными каллиграфами.
Исламосфера