Открывая ислам в Южной Америке

В своей новой статье пакистанский ученый Акбар Ахмед, автор цикла статей о влиянии ислама на европейскую культуру, познакомит нас с интересными фактами об истории распространения ислама в Южной и Центральной Америке, которая часто ускользает от внимания исламских информационных ресурсов.


Одним из чудес глобализированного мира, в котором мы все живем – это крупный культурный фестиваль в Карибском бассейне, названный в честь мусульманского героя, который жил и умер по другую сторону Атлантики много веков назад. Его называют Хосай, и это название восходит к имени Имама Хусейна, любимого и благородного внука Святого Пророка Ислама (САВ). Фестиваль чествует Хазрата Хусейна и его мученичество, подобно тому как это делается в современном Ираке, видя в нем символ борьбы за справедливость против тирании. В Тринидаде Хосай отмечается одновременно мусульманами и немусульманами.

Это всего лишь одна из многих вещей, которые вы узнаете, прочитав книгу «Ислам и Америка» антрополога Айши Хан из Нью-Йоркского университета. Книга представляет собой сборник статей, каждая из которых рассматривает различные аспекты Ислама, преимущественно в Карибском бассейне, а также в Центральной и Южной Америке. В Латинской Америке насчитывается полтора миллиона мусульман—один миллион из которых – сунниты. Как показано в книге, они оказали существенное влияние на страны, в которых они проживают, несмотря на их небольшое число.

Хотя многие и не знают, Ислам имеет долгую историю в Латинской Америке. Хан пишет, что мусульмане начали прибывать в Новый Свет в XV-XVI веках на испанских и португальских судах, которые, вероятно, были укомплектованы мусульманскими экипажами из Андалусии.

Затем пришло мусульманское население из Западной Африки, жителей которой были захватывали в плен, и они были вынуждены работать в качестве рабов. Хан приводит в качестве примера Букмана из Гаити, который положил начало единственному успешному восстанию рабов в истории – Гаитянской революции 1791 года, приведшей к образованию независимого государства. Его имя, пишет она, означает “Книжный человек” и было дано ему за его владение Священным Кораном.

Похожее изображение

Дутти Букман, национальный герой Гаити

Автора другой статьи в этой книге, Рода Реддок, отметил, что существует община бывших рабов в Порт-оф-Спейне, Тринидад. Эту общину возглавлял религиозный лидер Джонас Мохаммед Бат, прибывший в Тринидад в 1804-05 гг., выкупивший себе свободу, а его община “объединила свои ресурсы для приобретения свободы других порабощенных” африканцев. Эта община “занимается торговлей, денежным кредитованием и сельскохозяйственным производством … по-видимому, они также сохранили свою африканскую идентичность и мусульманские имена, и некоторые члены смогли самостоятельно найти дорогу обратно в Африку.”

Джеруша Али пишет в своей статье, что в XIX веке, после восстания рабов-мале в 1835 году в Бразилии, “полиция нашла амулеты, содержащие написанные суры Корана, бумаги, содержавшие первые стихи Корана, используемые в молитве”, а также “доказательства наличия у них частных религиозных школ или джамаа.” Бразильские власти, которые опасались мусульманского сообщества“, дали рабовладельцам шесть месяцев, чтобы они крестили своих рабов в христианство и дали им базовое религиозное образование.”

После отмены рабства в XIX веке мусульман вербовали в качестве рабочих из таких районов, как Индия и Индонезия, для работы на плантациях. В Суринам прибыли яванцы из Индонезии, а в Тринидад – выходцы из Южной Азии, среди которых были, как мусульмане, так и индусы. Патрисия Мохаммед в своей статье обсуждает отношения между индуистами и мусульманами в Тринидаде и обнаруживает “очень расходящуюся, но терпимую индуистскую и исламскую эстетику, которая сохраняется в Тринидаде по сей день“, восходящую к Моголам, которые “способствовали развитию сложной цивилизации, основанной на религиозной терпимости.” Мусульмане Карибского бассейна сохранили свои связи с Южной Азией. Например, в 1947 году была основана Мемориальный мечеть Джинны в Сент-Джозефе, Тринидад и Тобаго.

Похожее изображение

Церемония Хосай в дни месяца Мухаррам на Карибских островах

Сегодня  в Латинской Америке также имеется значительное число мусульман африканского происхождения, которые вновь открыли для себя Ислам уже в ХХ веке, а также принявшие ислам в более позднее время представители коренного народа Майя в Чьяпасе (Мексика), о которых пишет в своей статье Сандра Каньяс Куэвас. Община Майя, которая часто подвергается дискриминации, видела некоторых членов, обращенных испанскими новообращенными в ислам, и, как пишет Куэвас, “мусульмане Майя часто ссылаются на полную преследований жизнь, прожитую Пророком, сравнивая его жизнь со своим собственным опытом.”

Мир после 11 сентября принес большие проблемы мусульманам по всей Америке. Генерал Джон Келли перед приходом в администрацию президента Дональда Трампа утверждал, что 100-150 мусульман ежегодно отправляются из Латинской Америки и Карибского бассейна в Сирию, чтобы присоединиться к ИГИЛ. Айша Хан опровергла это утверждение. В статье Джеруши Али читатели знакомятся с мусульманскими женщинами Бразилии и Багамских островов, которые либо сами приняли новую веру, либо являются выходцами из новообращенных семей. Они говорят о негативном образе ислама в средствах массовой информации и в обществе, подстегиваемых глобальными стереотипами, и о том, как это затрудняет им жизнь.

Muslims in Mexico

Женщины народности Майя в Мексике молятся в мечети / Источник: ticotimes.net

Али описывает общее расхожее в обществе представление о том, что “мусульмане не могут быть просто бразильцами или багамцами. “Бразильско-мусульманская женщина, которая носит никаб, сказала Али о бразильцах-немусульманах: “Они могут называть вас как угодно или даже нападать на вас.” 28-летняя женщина на Багамах сказала Али:” Эта страна отвергает меня на каждом шагу.”

Тем не менее, Али пишет, что мусульманские женщины полны решимости; ни одна из женщин, с которыми она говорила, “не решила самостоятельно или не была вынуждена раскрыть или изменить свою религиозную практику из-за растущей дискриминации.”

Из увлекательных подробностей этой книги становится ясно, что крайне необходимо провести дополнительные исследования об интересном и значительном мусульманском населении в Карибском бассейне, Центральной и Южной Америке — сообществе, которое слишком часто затмевают мусульмане Соединенных Штатов и Канады.

Мусульмане живут в тумане подозрений и предрассудков по всему миру, от их лидеров и интеллектуалов требуется больше усилий для того, чтобы найти сострадательные и практические ответы на их коллективное бедственное положение.

Акбар Ахмед / Daily Times


Акбар Салахуддин Ахмед является заведующим кафедрой исламских исследований имени Ибн Халдуна в Школе международной службы Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, и бывшим верховный комиссаром Пакистана в Великобритании и Ирландии. Ранее он также занимал ряд государственных постов в Пакистане и преподавал в Гарварде, Принстоне и Военно-морской академии США. Будучи антропологом и исследователем Ислама, он получил докторскую степень в Школе восточных и африканских исследований в Лондоне.

Комментарии