Как возродить исламские города Ближнего Востока?

Города Ближнего Востока, несмотря на свое активное экономическое развитие, все же уступают в конкуренции на мировом уровне. По мнению портала City Journal, им необходимо вернуться к своим историческим корням и культуре, чтобы возродиться с новой силой.


Многие думают, что возрождение ближневосточных городов заключается в подражании западному стилю городского развития. С изменениями в мировой экономике многие традиционные формы местного капитализма, особенно ближневосточный базар, столкнулись с конкуренцией со стороны более современных организаций и международных компаний. В Иране, в частности, усилия по модернизации проявились в создании улиц и бульваров, которые прервали давнюю традицию базара. Этот процесс, происходивший в течение всего 20-го века, привел к тому, что базар остался исключительно в рамках национальной экономики и не вышел на международный уровень.

У городов Ближнего Востока есть огромный потенциал и ресурсы, которые заключаются в их древней истории, богатой культуре, наличии трудоспособного населения и финансовых возможностях. Но самая большая проблема Ближнего Востока – это слабая интеграция в глобальную экономику. В топ крупнейших городов мира, в соответствии с докладом, подготовленным Чепменским университетом (США) и Колледжем гражданской службы Сингапура, из мусульманских стран входят лишь Каир, Абу-Даби и Дубаи. При этом такие города как Дамаск, Тегеран, Багдад находятся далеко за пределами этого списка.

Картинки по запросу ‫مكه المكرمه عام 2020‬‎

Исламский мир был потрясен недавним разрушением саудовскими властями памятников исламского наследия в Саудовской Аравии / Источник: middleeasteye.net

Ближний Восток развитие духовной составляющей города видит в ориентации на западный мир. Такую политику, к примеру, ведет Саудовская Аравия в отношении Медины, делая из города бездушную костную систему: развивается инфраструктура, строятся аэропорты и запускаются новые поезда, но в городе практически нет комфортабельных условий для работников.

Человек, вышедший из самолета в Медине, четвертом по величине городе Саудовской Аравии, больше похож на путешественника во времени, нежели на гостя. В городе увеличивается количество новых промышленных и технологических объектов, что вызывает приток мигрантов. Но здесь практически нет хороших гостиниц и ресторанов.

Именно поэтому Ближний Восток должен вернуться к наследию своего прошлого: рыночной культуре, основанной на исламских принципах и идее толерантности в отношении чужеземцев.

Картинки по запросу nima sanandaji

Нима Санандаджи / Источник: youtube.com

С древних времен, в том числе в античный период, греки и римляне ориентировались на сирийских торговцев. Они продолжали это делать и после падения Римской империи, в эпоху средневековья. «Иранцы, арабы, тюрки, евреи, курды, армяне и множество людей, населяющих Ближний Восток, имеют разные культуры. Тем не менее, торговля заложена уже в их ДНК», – отмечает Нима Санандаджи в своей новой книге «Место рождения капитализма: Ближний Восток».

Что несут с собой исламским финансам мусульманские миллениалы?

Когда христианский мир душил развитие торговли, исламская культура развивала это направление. Даже пророк Мухаммад (САВ) занимался торговыми делами. Как отмечает Мохаммад Гарипур в книге «Базар в исламском городе, дизайне, культуре и истории», приглашение [Мухаммада (САВ)] в Медину было в значительной степени обусловлено статусом его первой жены Хадиджы, которая имела в Мекке репутацию очень успешного торговца». Мухаммад (САВ) «ввел правила, основанные на честной торговой системе, чтобы оживить торговлю и ликвидировать разрыв между разными социальными слоями».

Ислам не разрушил старую систему, а расширял и улучшал. Разрастание Арабского халифата приводило к налаживанию связей огромных территорий от Уйгурии до Атлантического океана. Исламский мир стал тем местом, где появились первые признаки глобализации.

До финансового подъема Запада мировое богатство в основном концентрировалось на Ближнем Востоке и Северной Африке. Ни один западный город не мог сравниться с Каиром ни по богатству, ни по размерам. Известный путешественник Ибн Баттута рассказывал, что в Каире можно найти удивительное «изобилие и разнообразие товаров». Средства к существованию всегда добывались благодаря торговой деятельности.

Мусульманские купцы доминировали на сухопутных маршрутах – шелковом пути и рынке специй – ключевых каналах мировой торговли. Самарканд, Алеппо и Мосул занимали тогда то место, которое сейчас занимают Лондон, Париж или Нью-Йорк.

В то время как европейские христианские города были враждебно настроены по отношению к чужеземцам, в том числе к христианам с иными взглядами, исламские города процветали, гостеприимно принимая людей как из разных исламских стран, так и из-за пределов исламского мира. Евреи, армяне, копты и другие селились в Алеппо, Дамаске, Багдаде и Каире.

Картинки по запросу church and mosque in lebanon

Исламский мир во все времена относился открыто к представителям других конфессий и культур. На фото церковь и мечеть, расположенные рядом. Бейрут, Ливан / Источник: imgur.com

Хотя немусульманам приходилось платить джизью, нечто вроде платы за проживание, они чувствовали себя спокойно и даже процветали под исламским правлением. Мусульмане играли важную роль и в неисламских странах. Например, великий китайский адмирал Чжэн Хэ был мусульманином, возглавившим смелую морскую экспансию династии Мин в 15-м веке.

Чаевые и торг в Египте: бахшиш или садака?

Точно так же немусульмане занимали важные должности в исламском халифате в самый пик его могущества. Многие из них были врачами, торговцами и даже дипломатами. Исламская культура была открыта и для усвоения знаний эпохи классической Греции и Рима, забытых и отвергнутых на христианском Западе.

Исламосфера

Комментарии