Насреддин Дине: французский художник-ориенталист, принявший ислам
Насреддин Дине – французского художник, который встряхнул ориенталистскую живопись, изобразив народы Сахары такими, какими они были на самом деле, сообщает aljazeera.com.
Альфонс Этьен Дине – французский художник-ориенталист. Ориентализм как направление в живописи представлял собой западный взгляд на Ближний Восток и Северную Африку, который отображал народы, живущие в регионе как “дикие” и “экзотические”.
Книга Эдварда Саида 1978 года “Ориентализм” заставила критиков и историков переоценить этот взгляд на мусульманский Восток, поскольку Саид утверждал, что он представляет собой покровительственное, колониальное отношение к жизни, культуре и людям Азии, Северной Африки и Ближнего Востока.
Но, в отличие от большинства художников-востоковедов, Дине часто ездил в Северную Африку, и его работы, далекие от колониального мировоззрения, стали восприниматься как истинное и полное симпатии изображение жизни в арабском мире.
Анри Матисс – мастер цвета, вдохновленный исламским искусством.
Дине было 22 года, когда он впервые посетил небольшой алжирский город Бу-Саада в 1884 году. Мусульманский мир сразу же околдовал его, и превалировал в его жизни и работе в течение следующих 45 лет.
“Там он открыл пустыню Сахара, чистый мир, освежающую землю, которых не было ни в Париже, ни во Франции в целом”, – говорит биограф Дине Кудир Бенчико. – Он влюбился в нее и был загипнотизирован всеми этими пространствами. Это был новый мир, открывающийся через живопись”.
Через год он вернулся в Бу-Сааду и начал рисовать традиционную жизнь и культуру Сахары. Ко времени своего четвертого визита в 1888 году он выучил арабский, а также взял с собой гида Слимана Бен Ибрагима, который стал его другом и соратником на протяжении всей жизни.
Австралийская художница: В произведение “Бисмиллях” я вложила все свое сердце.
“Слиман Бен Ибрагим познакомил Дине с культурой арабских бедуинов, исламом и арабским языком. В 1900-е годы Дине был уже полностью двуязычным. Эта дружба помогла ему досконально изучить бедуинскую культуру”, – говорит искусствовед Фредерик Чанойт.
Дине восхищался обычными жителями Бу-Саада за их кажущееся довольство, несмотря на суровые условия жизни, и за то, что они относились к нему как к французу и христианину.
В отличие от других художников, рисовавших арабский мир в то время, Дине не хотел, чтобы арабы выглядели экзотично и как-то иначе. В свободное время он знакомился с алжирскими бедуинами, рисуя сахарцев такими, какими они были на самом деле, и внося в художественное искусство свежую струю.
Мусульманский Восток в творчестве западных художников: романтика и ориенталистские стереотипы.
– Дине отличается от остальных тем, что он олицетворяет радостный мир, как дети, играющие с камнями, или старики, играющие с молодежью. Он уникален в этом отношении”, – говорит Жан Лепаж, бывший директор Музея искусства и истории Нарбонны. “Дине отличался тем, что показывал нам смеющуюся, радостную Северную Африку.”
Проведя много лет в путешествиях между Францией и Алжиром, в 1903 году Дине, наконец, решил поселиться в Бу-Сааде. Он купил дом в арабском квартале, намеренно раздражая французское колониальное правительство, и регулярно выступал в защиту жителей Бу-Саада в их отношениях с французской администрацией.
Стамбул на полотнах европейских художников.
Он полностью погрузился в арабский язык и культуру региона Сахары и принял в ислам. Он объявил о переходе в ислам в 1908 году в личном письме и официально завершил его в 1913 году, сменив имя на Насреддин Дине.
Когда известие о переходе Дине в ислам достигло Франции, его парижских друзей-художников и других французских художников-ориенталистов, все были потрясены.
“Он подвергся яростной атаке со стороны своих коллег-художников, а также правящего класса того времени. Он был исключен из всех выставок, которые были его источником дохода”, – говорит биограф Дине Насер Лемджед. – Он стал жертвой неэтичной кампании и слухов. Я даже не могу повторить слухи, которые распространяли о нем”.
Исламские мотивы в работах православного художника на выставке в Казани.
Но Дине продолжал решительно изображать позитивный образ исламской религиозной и общественной жизни в своих художественных и литературных работах.
В 1929 году, в возрасте 68 лет, Дине решил отправиться в путешествие, которое он планировал с момента своего обращения в ислам – паломничество в Мекку, известное как хадж. Хотя путешествие оказало на него большое духовное воздействие, оно также физически истощило его: Альфонс Этьен, или Насреддин, Дине умер в Париже 24 декабря 1929 года и был похоронен в Бу-Сааде.
С момента смерти Дине девять десятилетий назад его необычные картины продолжают украшать музеи, художественные галереи и коллекции по всему миру, по-прежнему высоко оцениваясь на аукционах.
Рустем Хузин: “Раствориться в аятах Аллаха…”.
Исламосфера