Иджаза и иджазатнаме – основа развития науки и искусства в исламском мире
Иджаза показывало, что человек успешно завершил обучение в какой-то науке или ремесле и имеет право заниматься этой профессией и набирать учеников, сообщает сайт İcazetten Diplomaya.
Арабское слово иджазат/иджаза происходит из корня ДЖВЗ – «разрешить, подтвердить». Это было своего рода свидетельство, диплом, в котором указывалось, какими знаниями человек обладает в какой-то области, каковы его компетентность и способности. Иджаза также выступала в качестве лицензии на преподавание, показывающей, что ее обладатель может передавать свои знания ученикам. Имам Навави, проводя параллель с водой, которая, протекая, утоляет потребность во влаге животных и растений, пишет, что ученый, выдавая иджазу своему ученику, «переливает» в него свои знания. Такая цепочка преемственности была распространена в самых разных сферах жизни – суфизме, религиозных науках, таких как хадисоведение, разных видах искусств, например, в каллиграфии.
Современная каллиграфия: переосмысление или следование традициям?
В общем смысле означая разрешение и лицензию, иджаза свидетельствовать о том, что человек успешно завершил получение знаний или умений в какой-то сфере, достиг такой квалификации, что может обучать других и имеет право заниматься своей профессией.
Документы, в которых записывалась иджаза, именовались иджазатнаме. Благодаря таким документам фиксировались цепочки преемственности учителей и учеников, а преподавать или заниматься какой-то профессией могли только те люди, которые получили должную квалификацию. Наличие цепочки учитель-ученик предотвращало деградацию знаний. Говоря о религиозных науках и тасаввуфе, турецкий профессор Исмаил Кара пишет: «Конечной точкой иерархии иджазы выступает Аллах. Вместе с медресе и тарикатами иджаза и хилафат (практика назначения преемников) стали одними из символов знаний и духовности… Все цепочки преемственности (сильсиля), состоящие из ученых и просвещенных людей, восходят к Посланнику Аллаха (с.а.в.с.), от него – к Джибрилу (а.с.), а далее – к Аллаху…».
Даруль-маснави – учебные заведения, созданные для изучения “Маснави”.
Иджазы и иджазатнаме имели разную форму в зависимости от того, к какой сфере относились. В хадисоведении они представляли собой устное разрешение или запись, в которой указывалось какие хадисы, сборники хадисов или их часть прошел выдавший иджазу учитель со своим учеником. В суфизме это были устные или письменные разрешения, которые шейхи давали своим завершившим путь духовных странствий (сайр-и сулюк) мюридам в знак того, что они могут сами воспитывать учеников. Благодаря этому люди, которые не имели соответствующих качеств, не могли выступать в качестве шейхов тарикатов. В каллиграфии иджазатнаме представляли собой документы, в которых сообщалось, что мастер изучил стили и правила письма (речь могла идти только об одном из стилей) и получил право ставить подписи под своими работами.
В иджазатнаме по большей части использовался арабский язык, хотя временами применяли и местные языки.
Махйа: собрания поминания Посланника Аллаха (мир ему).
В наши дни иджаза в исламском мире уже не так распространена, ее заменяют дипломы учебных заведений. Тем не менее, она все еще сохраняет актуальность как в некоторых традиционных искусствах, так и религиозных науках и тасаввуфе.
Исламосфера