Имам Джафар Садык – ученый и святой

Джафар Садык, происходя из рода Посланника Аллаха (с.а.в.), является шестым из двенадцати имамов. Он был выдающимся ученым своего времени, сведущим не только в религиозных, но и естественных науках, в частности в химии и алгебре.


Родился Джафар Садык в Медине в 699 или 702 г. Так как Джафар Садык удостоился чести видеть сподвижников Посланника Аллаха (с.а.в.), то он является табиином. Его отцом является имам Мухаммад Бакир, а матерью – Умму Фарва. Таким образом, со стороны отца он происходит из семьи Посланника Аллаха (с.а.в.) и признается шиитами шестым из двенадцати имамов, а со стороны матери – от Абу Бакра (р.а.).

Мазар Имама Али Резы: прошлое и настоящее.

После смерти своего отца Джафар Садык был признан имамом и занимал это положение 34 года вплоть до своей смерти. Он сохранял хорошие отношения с последователями разных течений в исламе. Как выдающийся ученый Джафар Садык всегда с уважением упоминается и в суннитской литературе. Этот имам застал закат династии Омейядов и становление династии Аббасидов. После убийства его дяди Зейда ибн Али, поднявшего восстание, Джафар Садык полностью отошел от политики и занялся только религиозными науками.

Страница Священного Корана, написанного в 8 веке на бумаге. Приписывается Имаму Джафару Садыку и хранится в библиотеке Рампур Раза в Рампуре (штат Уттар-Прадеш, Индия). / Источник: en.shafaqna.com

Он внес свой вклад в развитие таких наук, как хадисоведение, тафсир (толкование Корана), фикх (исламское право), вероубеждение, арабская филология и история. В ту эпоху шли интенсивные процессы формирования разных течений и сект в исламе. Его емко сформулированные мысли давали простор для толкования их последователями самых разных убеждений. Имам, всю свою жизнь боровшийся с радикалами всякого рода, заслужил за это одобрение своих современников. Разные течения приписывали ему всяческие достоинства. Его последователи как из числа его современников, так и более поздних периодов заявляли, что Джафар Садык владел всеми науками, знал священные писания, ниспосланные всем пророкам прошлого, был знаком с мусхафом Фатимы (р.а.), сведущ в оккультных науках (ильм аль-джафр) и, как наследник Посланника Аллаха (с.а.в.), знал все, что происходило и произойдет в этом мире от его начала до Конца света. Некоторые радикальные группы считали имама Джафара выше Али (р.а.), называли Махди, пророком и даже божеством. Мусульмане-сунниты называет его выдающимся хадисоведом и факихом, достигшим уровня муджтахида, а также проницательным ученым. Наряду с заслугами в хадисоведении и фикхе, Джафар Садык занимает важное место в тасаввуфе, он признается святым – авлия, и многие тарикаты включают его в свои сильсиля.

Арба’ин: ежегодные поминки по Имаму Хусейну сопровождаются культурными мероприятиями.

Мавзолей на кладбище Джаннат аль-Баки (1926), служивший местом захоронения имамов Джафара Садыка, Хасана ибн Али, Зайн аль-Абидина и Мухаммада Бакира. Был разрушен ваххабитами под руководством ибн Сауда, короля-основателя Саудовской Аравии / Источник: ru.wikipedia.org

Существуют предания, что Джафар Садык занимался и естественными науками, в частности, открыл некоторые химические вещества и свои знания в этой области передал Джабир ибн Хаййану, считающемуся основатель химии.

Что привело Имама Газали в суфизм?

Самым известным учеником Джафара Садыка называют Нумана Абу Ханифу, основателя ханафитского мазхаба. Два года посещая занятия Имама, Абу Ханифа обучался у него духовным знаниям. Передают его слова: «Если бы не эти два года, то Нуман бы пропал».

Джафар Садык умер в 148 /765 г. в Медине и похоронен на кладбище Джаннат аль-Баки рядом с отцом и дедом.

Исламосфера

Комментарии