Каввали – жанр суфийской музыки, имеющий 700-летнюю историю
Первоначально каввали представляли собой песнопения, исполняемые на ритуальных суфийский собраниях. В последние годы в Пакистане и Северной Индии этот жанр превращается в популярное музыкальное направление.
Основателем жанра каввали считается делийский суфийский святой Амир Хосров Дехлеви (1253-1325), который был учеником прославленного Низамуддина Аулия. Амир Хосров соединил традиции персидских, арабских, тюркских и индийских песнопений. Схожий жанр в турецкой и центральноазиатской культуре носит название сама’. В Индии, Пакистане и Бангладеше собрание, на котором исполняется каввали, называется махвил-э сама’.
Даргах Аджмер-и Шериф – самая важная мусульманская святыня Индии.
Первоначально использование музыкальных инструментов в каввали было запрещено. Захид Хусейн Кадри пишет об условиях, которые выдвигались в отношении исполнения таких песнопений: «Сима’ (слушать каввали) допустимо, если соблюдены следующие условия. Певец должен быть взрослым, а не ребенком или женщиной. Слушающий должен внимать, поминая Аллаха. Текст песнопений не должен содержать непристойности, также он не должен быть пустым [с религиозной точки зрения]. Музыкальные инструменты не допустимы».
Но со временем исполнители каввали стали широко использовать музыкальные инструменты. Каввали в основном создаются на персидском, бенгальском, пенджабском языках, урду и хинди.
Каввали по своему содержанию делились на несколько групп:
– Хамд: прославление Аллаха.
– Наат: восхваление Пророка Мухаммада (САВ).
У бесте Салахи Деде есть своя тайна.
– Манакиб: восхваление Имама Али или суфийских святых. Манакибы в честь Али исполняются как на суннитских, так и на шиитских собраниях.
– Марсия: оплакивание гибели Имама Хусейна и его сподвижников в битве при Кербеле. Распространены, главным образом, среди шиитов.
– Газель: на первый взгляд звучит как любовная песня о разлуке с возлюбленной. Но в действительности это метафора, выражающая стремление души к единению с Аллахом.
– Мунаджат: выражение благодарности Аллаху и восхваление его. Родоначальником этого вида каввали, исполняемого обычно на фарси, считается Джалалуддин Руми.
Каввали звучали на ритуальных собраниях в обителях (даргах) тариката чиштия, который и популяризировал этот жанр.
Нусрат Фатех Али Хан: шахиншах каввали, сделавший исламскую музыку всемирно известной.
В XX в. каввали приобрел широкое распространение, найдя своих поклонников в том числе и среди международной аудитории. Каввали стали исполнять на светских концертах и фестивалях, и они превратились в жанр популярной музыки, потеряв свой сакральный смысл. Широкую международную известность получил пакистанский певец каввали Нусрат Фатех Али Хан, который способствовал популяризации этого жанра.
Традиционно женщины не исполняли каввали, поскольку им запрещено петь в присутствии мужчин. Однако сейчас положение изменилось, о чем свидетельствует популярность (и признание) таких певиц, как Абида Парвин.
Исламосфера