Кто такие ондель-ондель и как они появились?

Хотя для непосвященного человека они могут показаться устрашающими, ондель-ондель были призваны защитить от зла, пишет Тони Мари Форд для The Culture Trip.


Для непосвященного туриста встреча на улице Джакарты с куклой в два с половиной метра ростом, маниакально улыбающейся и направляющейся прямо к вам навстречу, может стоить немало нервов. Но для индонезийцев музыкальные представления с этими большими деревянными фигурами, которые называют ондель-ондель, являются традиционным ритуалом и неотъемлемым атрибутом любого праздника. В столице Индонезии можно увидеть этих кукол, которые каждое воскресенье ходят по разным районам, а прохожие подают им горсть мелочи.

Ондель-ондель имеют свои истоки в культуре бетави – австронезийской этнической группы, проживающей в Джакарте и ее ближайших окрестностях. В Пасундане они известны как бадаванг, на Центральной Яве – как баронган бунсис.

Ньядран – уникальная традиция встречи Рамадана в Индонезии.

undefined

Архаичный ондель-ондель колониального периода / Источник: Wikipedia

Хотя куклы большие, они довольно легкие – это делается специально для того, чтобы их мог переносить один человек. Их полый корпус сплетают из бамбука, лица любовно вырезают из дерева, а волосы изготавливают из высушенных пальмовых листьев. Ондель-ондель обряжают в яркие одежды, чаще всего народа бетави. Эти куклы парные, как правило, изображают мужа и его жену. Олицетворяя двойственность, лицо мужчины окрашено в зловещий красный цвет, а лицо женщины – в чистый и невинный белый.

Точное происхождение ондель-ондель неизвестно. Но так как о них писал еще английский торговец У. Скотт, побывавший на Яве в 1605 году, их история восходит, как минимум, к этому времени.

Предполагается, что раньше эти куклы несли в себе функции защиты от зла. Вплоть до современного колониального периода у фигур были зафиксированы устрашающие черты лица, такие как большие клыки и угрожающе выпученные глаза. Несмотря на это, ондель-ондель изображали добрых духов, умерших предков, которые присматривают за жителями какого-то селения, семьями. Пригласить этих кукол выступить на церемонии или торжестве одновременно было способом защитить гостей от злых сил. Также сообщается, что само создание этой пары требовало определенных ритуалов и подношений, чтобы ими не овладели духи.

Секатен – индонезийский Мавлид, поспособствовавший распространению ислама.

undefined

Традиционный мужской и женский ондель-ондель в музее Ваянг в Джакарте / Источник: Wikipedia

Но в наши дни функции ондель-ондель изменились. Сейчас кукольников и исполнителей этого жанра чаще нанимают модные отели, а не деревенские старейшины. В Индонезии уже мало кто верит в суеверия о защите от злых духов, и куклы стали скорее туристической достопримечательностью. Немалую роль в этом сыграл губернатор Джакарты Али Сидикин (1966-1977), который превратил их в талисман столицы. Сами фигуры претерпели изменения, им придали более дружелюбный вид.  

Сейчас их всегда можно увидеть на праздничных мероприятиях, таких как открытие новых зданий, прием почетных гостей или посещение свадебной церемонии. Традиционно ондель-ондель выступали под особую музыку, такую как танджидор или гамбанг кромонг. Но сейчас часто звучит и адаптированное музыкальное сопровождение, напоминающее современную музыку кромонг.

Традиционное блюдо Рамадана в Малайзии: бубур ламбук.

undefined

Ондель-ондель в стенах школы / Источник: Wikipedia

Исламосфера

Комментарии