Медресе Ирана ведут историю с IX века
Первым медресе в исламском мире считается медресе Байхакия, открытое в иранском городе Нишапур в IX в.
Кроме того, подобные учебные заведения, построенные в эпоху Сельджуков в таких городах, как Нишапур, Рей, Исфахан, Харгирд считаются старейшими из дошедших до наших дней. Медресе Ирана сильно пострадали от нашествий монголов в XIII в. Однако Газан-хан, обеспечивший стабильность в стране в период Ильханидов, возродил эти учебные заведения. В комплексе Газанийе, построенном им в Тебризе, имелись медресе ханафитского и шафиитского мазхабов. В дальнейшем многие государственные деятели строили подобные учебные заведения в разных городах Ирана, таких как Солтанийе, Тебриз, Йезд. Эта традиция продолжилась и при Тимуридах.
В начале XVI в. в стране стал усиливаться шиизм, и последователи этого течения, не имевшие до этого регулярных учебных заведений в Иране, начали основывать свои медресе. В данный период наблюдается возрождение и суннитских медресе. Однако шиитские учебные заведения, поддерживаемые государством, имели больше возможностей для развития. Во времена Сефевидов число медресе достигло 57 в Исфахане и 47 в Тебризе. Управление административными и финансовыми делами таких учебных заведений поручалось моллабаши, который избирался из числа выдающихся ученых. В Куме в этот период также были построены ногочисленные медресе, такие как Фейзийе и Моминийе. Сильная традиция шиитского образования, основы которой были заложены при Сефевидах, привлекала ученых из других стран.
Медресе Низамия и их вклад в исламскую цивилизацию.
Строительство медресе продолжилось и при Каджарах. Самые главные из них появились в столице страны Тегеране. В 1860-х годах здесь их было 35. Крупнейшим учебным заведением города было медресе Сепахсалар, к которому его основатель Мирза Хосейн-хан Сепахсалар добавил библиотеку. Еще одно крупное медресе разместились в здании, переделанном из больницы, которая была открыта Фатх Али-шахом. В конце эпохи Каджаров модернизация стала проникать и в эту область. С открытием в 1851 году Дар оль-фонун, первого университета в западном понимании, классические медресе стали центрами, в основном, религиозного образования. Дар оль-фонун был первым учебным заведением, в управлении которого не было шиитских ученых. Во вновь открываемых медресе также основное внимание стали уделять современному образованию, уменьшая влияние улемов. Эта ситуация заставила последних выступить против новых медресе. Открытие новых учебных заведений продолжалось в период конституционной монархии. Медресе Сулейман-хан в Мешхеде является одним из них. Превращение в 1920-е годы Кума в важнейший религиозный центр Ирана повысило значение здешних медресе. В дополнение к старым учебным заведениям, таким как Фейзийе, Хан, Ходжатийе и Разавийе, появились новые, например, медресе Дар от-таблиг (1965 г.), Гольпайгани (1965 г.) и медресе Эмам Амир оль-Моменин, которые стали центрами религиозного образования в Иране.
Финансирование медресе в Иране обеспечивалось благотворительными фондами – вакф. Этот источник позволил сохранить независимость улемов, особенно в ХХ в.
После смены режима в 1979 году в традиционную систему медресе в Иране были внесены новшества. В Куме открылись новые медресе, в которые стали принимать больше девушек. Из них наиболее важным является Мактаб-е Зехра. Стали богаче и библиотеки, функционирующие при медресе. Классическое обучение в медресе осуществлялось в форме изучения книг по арабскому языку, логике, каламу и фикху. В шиитских медресе обучение велось по традиционным учебникам по рациональным (акли) и текстуальным (накли) наукам, с упором на различия между исламскими течениями.
Традиции медресе и библиотек Индии.
Исламосфера