Рамазания – поэзия Рамадана

Начиная с XVII в. появился обычай создавать стихи, посвященные Рамадану и посту, и преподносить их падишахам и представителям знати. Обычно это были касыды, но могли быть и другие жанры поэзии – газели, маснави, рубаи и другие, пишет Мустафа Исмет Узун для İslam Ansiklopedisi.


Стихи жанра рамазания, которые получили широкое распространение в XVIII-XIX вв., можно разделить на две группы – в стихах первой группы упор делался на религиозной аспект Рамадана, а во второй – на фольклорный и культурный. Вторая группа является более многочисленной, и она важна тем, что отражает явления социальной жизни общества. Это могли быть самые разные события. Суфийский поэт XVIII в. Эдирнели Ками (ум. 1724) описывает, какое воодушевление испытывали люди, когда раздавался выстрел из пушки, возвещавший начало Рамадана, как зажигались светильники и делали объявления глашатаи. Его стихи начинаются со строк:

Когда шумел народ, что сегодня есть сомнение,  начался Рамадан или нет –

Появился месяц Рамадана, несущий помощь для всех людей.

Рамадан у Османов: из пушки по закату, фонтаны с шербетом и аренда за зубы.

Поэты писали о том, что Рамадан является месяцем благодати и милости. Стихи Эндурунлу Васифа (1771-1824) гласят:

Открылись снова двери прощения,

Это время просить отпущение грехов у Истинного.

A. L. Castellan’ın çizdiği, ramazanda mahya kurulmuş Eminönü Yeni Valide Camii’ni gösteren XIX. yüzyılın başlarına ait gravür(Castellan, Lettres sur la Grèce, l’Hellespont et Constantinople, Paris 1811, levha 5)

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Множество стихов было посвящено таким неотъемлемым атрибутам Рамадана, как светильники и махья (светящиеся надписи, которыми украшали мечети). Турецкий поэт Назим (ум. 1727) пишет:

Каждый увидевший подумает, что это ночной праздник в саду тюльпанов –

Кто зажигает яркие светильники на каждом минарете?

Рамадан у Османов-2: поэтические кофейни, плащ пророка и детский пост.

Поэт из Боснии Сабит (ум. 1712) пишет о том, что в Рамадан люди могут не опасаться наущений шайтана:

Отправился спокойным в чилле аскет – его не беспокоят наущения шайтана.

Шайтан связан цепями до конца месяца Рамадана.

(Чилле – уединение на 40 дней с посвящением себя молитвам и размышлениям, практикуемое суфиями).

Поэты посвящали строки и ифтару, как важной составляющей поста. Эндурунлу Васиф (1771-1824) намекает на то, как трудно удержаться во время ифтара тем, кто привык к бесплатной еде в суфийских текке и благотворительных столовых:

Смотри, не приглашай к столу суфия,

Он не знает насыщения, плов и мясо для него – ловушка.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Одна из тем, которой посвящали особое внимание – это Ночь предопределения. Поэты призывали не упускать духовные возможности, которые она дарует. Эндерунлу Васиф писал:

Знай ее ценность, ибо поистине Ночь Предопределения –

Причина духовной мудрости для людей.

Окончание Рамадана в рамазания обычно представляется как повод для печали. Шейх тариката джальватия Уфтада Мухаммад Мухйиддин (ум. 1580) писал:

Поплачем, друзья, – покинул нас месяц поста.

Будем издавать стоны в тоске – покинул нас месяц поста.

Рамадан у Османов-3: малое разговение, тринадцать видов плова и без рыбного дня.

Отдельный жанр составляли стихи, посвященные празднику Рамазан-байрам, которым завершался месяц поста. Они именовались «ийдиййа» – от арабского слова айд, ийд («праздник»).

Стихи некоторых суфийских поэтов, посвященных Рамадану, впоследствии были положены на музыку. В качестве примера можно привести стихи суфийского шейха Исмаила Хаккы Бурсави (ум. 1725), начинающиеся со слов:

Поспешил он на помощь верующим,

Хвала Аллаху, появился месяц Рамадана.

Проявился тот свет для обладателей духовной мудрости,

Хвала Аллаху, появился месяц Рамадана.

Исламосфера


Мустафа Исмет Узун – турецкий ученый, профессор, специалист по турецкой и исламской литературе, преподаватель Университета Мармара

Комментарии