Турецкая баня на «Титанике» – достижение османских инженеров

Над созданием «Титаника», финансируемым главой «Международной торговой морской компании» Дж. П. Морганом, 11 300 человек разных национальностей работали на протяжении 26 месяцев, сообщает сайт GZT.


Конечно, в этом плавучем дворце, рекламируемом как самый большой, самый роскошный, самый дорогой корабль того времени, должны были присутствовать незабываемые детали. Стремясь предложить пассажирам неизгладимые впечатления, создатель «Титаника» Уильям Пирри и руководитель строительством и отделом дизайна Александр Карлайл придумали, чем привлечь внимание клиентов. Они предложили создать на корабле турецкую баню, доступную для пассажиров только первого класса.

“Тахтельбахир” – первая в мире подводная лодка.

Хаммам расположили на первой палубе в центральной части судна. Как видно из его планов, он занимал площадь 40 квадратных метров и состоял из двух отделений – горячей зоны, т.е. собственно бани, и холодной, где находился бассейн для охлаждения.

Türk hamamı işte orada!nTitanik’in yukarıdaki kesitinde, birinci katta ve baca hizasında yer alan Türk hamamı, Almanca “TÜRK. BAD” olarak görülüyor.

Хаммам расположили на первой палубе в центральной части судна / Источник: GZT

Турецкая баня на «Титанике» была первой электрической баней в мире. Ее система отопления, разработанная османским инженером армянского происхождения, предусматривала электрический обогрев, что было чрезвычайной роскошью в то время. Подобное тогда не было обычным даже на суше. Электрический хаммам «Титаника» стал образцом для саун и паровых бань, получивших распространение в последующие годы.

Первый в мире подводный военный музей в Иордании.

По словам журналиста и писателя Шенола Шахина Гёрекчи, который исследовал тему вклада турецких специалистов в строительство этого судна, группа инженеров из Стамбула работала в гигантском проектном офисе «Титаника». Он пишет: «Мы точно установили, что турки работали над созданием «Титаника». Как минимум, один инженер из Османской империи был доставлен в Белфаст и Ливерпуль, чтобы создать турецкую баню».

Osmanlı hamamı biletinBirinci sınıf yolculara satılan bu bilet, sahibine Türk hamamı ya da elektrikli banyo kullanım hakkını veriyordu.n

Специально для пассажиров 1 класса были напечатаны билеты, на которых было написано, что они дают право пользоваться баней / Источник: GZT

По словам Гёрекчи, он узнал немало интересного, изучая планы и проекты судна: «Я не видел на корабле иных великолепных памятников из других стран, кроме турецкой бани. Ее стены были отделаны плиткой из Изника (город в Турции), а стоящие на столах чаши представляют собой образцы османского стеклянного искусства. По моему мнению, это последний великолепный памятник, созданный османами в Европе». В немецком издании «Титаник: королева морей» (Titanic: Konigin der Meere) сообщается, что интерьер хаммама украшали позолоченные и бронзовые изделия.

Пири-реис – знаменитый османский картограф и мореплаватель.

Наличие турецкой бани было делом престижа для компании «Уайт Стар Лайн», создавшей «Титаник». Специально для пассажиров 1 класса были напечатаны билеты, на которых было написано, что они дают право пользоваться ею. Среди пассажиров, купивших такие билеты были Фредерик Оукли Спедден и его жена. Женщина даже успела посетить хаммам за день до катастрофы. Супругам удалось выжить в крушении. Миссис Спедден впоследствии писала о своем посещении бани: «Взяв билет, утром 12 апреля 1912 года я отправилась в баню. Надеюсь, что этот первый мой опыт одновременно станет и последним. В жизни я не испытывала такой стыд. Все были голыми. Я тут же вышла. После бани я немного расслабилась в бассейне».

Buram buram Osmanlı kokuyor. Doğu mimarisinden detaylar taşıyan Türk hamamının Türk mimar ve mühendisler tarafından dizayn edildiği biliniyor. Bu karede bile Osmanlı kokusunu içimize çekebiliyoruz.

Хаммам был сконструирован турецкими инженерами / Источник: GZT

Kazadan bir gün önce son hamam sefası: Mrs. Frederic Oakley, Türk hamamı için bilet alan ve kazadan bir gün önce hamamı kullanan birinci sınıf yolcusu. Aynı zamanda kazadan kurtulan az sayıdaki şanslı kişiden biri.

Жена Фредерика Оукли успела посетить хаммам за день до катастрофы / Источник: GZT

Dünyanın en iddialı kaptanın“Bu gemiyi Tanrı bile batıramaz” diyen Titanik’in kaptanı Edward J. Smith’in bu iddiası, o devasa buz dağı karşısında direnemedi ve gemiyle birlikte sulara gömüldü.

Эдвард Джон Смит – капитан корабля, утонувший вместе со своим судном / Источник: GZT

Исламосфера

Комментарии