Мусульмане Боснии и Герцеговины: от Тито и до наших дней
По данным ЮНЕСКО и Национальной комиссии по сохранению памятников Боснии и Герцеговины, страна утратила большинство мечетей, исламских учебных заведений и т.д. из-за их массового уничтожения во время войны. После обретения независимости в 1992 году Босния становится одной из самых посещаемых стран в балканском регионе. Прогнозируется, что Босния и Герцеговина займёт третье в мире место по увеличению туристического потока в течение 2020 года. Немецкий портал deutschlandfunk.de публикует воспоминания боснийцев – тех, кто обосновался в Германии и тех, кто вернулся на родину. Среди них профессор истории ислама из Франкфурта-на-Майне и имам из Вишеграда.
«Религиозное воспитание мы получали в семье и в мечети»
«Я из мусульманской семьи, я выросла с бабушкой и дедушкой, и они очень повлиляли на меня», – говорит Армина Омерич, профессор истории ислама в универститете Вольфганга Иоганна Гётте во Франкфурте-на-Майне. Когда Армина была маленькой, её родители уехали на заработки в Германию, оставив дочь под присмотром бабушки в Мостаре, тогда ещё в Югославии. К родителям девочка приехала лишь когда ей было 14, незадолго до распада государства Тито.
«Мой дед, можно сказать, был сам себе учёный. Он серьёзно занимался религиозными текстами на нескольких языках, рукописями и трудами о религии в целом», – вспоминает профессор. В Югославии Тито религия была частным делом, в Боснии мусульманское большинство традиционно соседствовало с католиками и православными.
Сама Армина Омерич посещала религиозные уроки в мечети по выходным. Она рассказывает: «Для меня это очень приятные воспоминания. На уроках царила непринужденная, я бы сказала, именно детская, атмосфера. Я пошла туда, потому что была очень любознательной. В школе, конечно, религия была табуирована. Религиозное образование и религиозное воспитание мы получали в семье и в мечети».
Сараевский музей рассказывает о военном детстве.
«Боснийские мусульмане» теперь – босняки!
Однако, по мнению Омерич, именно в коммунистический период боснийские мусульмане были вполне удовлетворены окружающей обстановкой, даже если любые религиозные проявления считались нежелательными. Ведь впервые в истории Югославии, в конце 1960-х годов, Тито объявил боснийцев отдельной нацией, такой же, как сербы и хорваты. Боснийцы, славяне, принявшие ислам во времена османских завоеваний, теперь могли при переписи населения обозначать себя «боснийскими мусульманами».
«Конечно, парадокс. Но надо помнить и о том, что в то время под «боснийскими мусульманами» подразумевалась скорее этническая группа, а не религиозная община. То есть уже было сделано различие между мусульманами в смысле национальной принадлежности и мусульманами в смысле религиозной идентичности», – поясняет Армина Омерич.
Таким образом, новая принадлежность к мусульманской нации ничего не говорила о вере. Многие атеисты с мусульманскими корнями признавали себя мусульманской нацией, потому что не хотели быть ни боснийскими хорватами, ни боснийскими сербами.
«Это пытались решить даже с помощью орфографии. Так, слово «мусульманин» в смысле национальности писалось с заглавной буквы, а в смысле религиозных убеждений – с маленькой», – дополняет профессор.
В войне, которая потрясла Боснию и Герцеговину с 1992 по 1995 год, мусульмане понесли гораздо больше жертв, чем сербы и хорваты. Особенно в восточных районах страны, на границе с Сербией, они были изгнаны и убиты сербами. Кульминацией этого кошмара стала резня в Сребренице в июле 1995 года, где были единовременно убиты более 8000 мусульман. Это событие вошло в историю Европы как новейший геноцид.
Тревожные приметы глобальной исламофобии.
Двумя годами ранее, в разгар войны, руководители мусульман в Сараево решили дать новое имя своей нации. С тех пор боснийские мусульмане официально называются босняками.
Распад Югославии и жестокая война в Боснии и Герцеговине оказали серьёзное влияние на религиозность боснийского населения. Профессор Омерич отмечает, что, конечно, были и те, кто, пережив страшные испытания и потери, ещё больше отдалились от веры, задавая себе вопрос о том, как же верить в Бога, который допускает такое? Тем не менее, она признаёт, что отношение к религии в целом укрепилось. «Хотя религия во время войны во многом являлась политическим фактором, гораздо сильнее она стала именно фактором формирования идентичности, причём даже сильнее, чем во время войны», – говорит Армина.
Возвращение имама в Вишеград
Дейтонским мирным соглашением 1995 года было закреплено вынужденное войной разделение страны. С тех пор Босния и Герцеговина состоит из двух в значительной степени самостоятельных стран: Федерации с Сараево в качестве центра, где, помимо небольшого числа католиков-хорватов и православных сербов, живут в основном босняки, и Республики Сербской с Баня-Лукой в качестве столицы. В республике Сербской когда-то жило очень много мусульман. Большинство были изгнаны, и мало кто вернулся.
Например, Вишеград – город на востоке Боснии, всемирно известный по роману лауреата Нобелевской премии по литературе Иво Андрича «Мост на Дрине», – был ареной жестоких преступлений против мусульман в Боснийской войне. Только в 2002 году некоторые из них вернулись, и то, в основном не в сам город, а в его окрестности. Сегодня муниципалитет насчитывает 10 процентов боснийцев в общей численности населения – пятую часть по сравнению с довоенным периодом.
Алия Изетбегович: Ислам – “принцип организации Вселенной”.
Одним из первых, кто вернулся, был имам Ибрагим Кадич (в 2002 году). Он вспоминает о первых мусульманских похоронах в то время:
«Кладбище находилось напротив школы. Ученики толпились у окон и кричали, что собираются нас прикончить. Лаяли собаки. И без того горюющим на похоронах людям пришлось закрывать уши руками. Вот как тогда было».
Сейчас положение улучшилось. Официально мусульмане могут участвовать в политике города Вишеград, а также в других местах республики Сербской. Однако Ибрагим Кадич далек от оптимизма:
«Половина сербов здесь против войны. Но как насчет другой половины? Эта ненависть к исламу, привитая им еще во времена османского владычества над Боснией, никогда не исчезала. Она передается в семьях, от одного поколения к другому. На открытие нашей мечети мы пригласили и православных священников, однако они, к сожалению, не пришли».
В Вишеграде сегодня работает только одна мечеть. О мусульманских художниках, писателях и других исторических личностях ничего уже не напоминает в городском пейзаже.
По данным переписи 2013 года, мусульманами назвал себя 51% населения Боснии и Герцеговины. В крупных городах, таких как Сараево, Бихач, Травник, Тузла, Горажде, Зеница, Мостар и Баня-Лука, работают восемь крупных муфтиятов.
Спасали книги, рискуя жизнями: военная история сараевской библиотеки.
Исламосфера