Валиде-султан – матери турецких султанов
Валиде-султан, матери правящих турецких султанов, были самыми влиятельными женщинами в Османской империи.
Матери правящего султана в Османской империи носили титул валиде-и султан, валиде-и падишах, валиде-и саадетпенах, мехд-и улйа-йи салтанат. В иерархии гарема они занимали высшую ступень, без их позволения к ним нельзя было подойти, обратиться к ним или сесть в их присутствии.
Валиде-и султан вместе с матерями детей своего сына, его дочерями и сыновьями, одним словом, вместе с семьей султана вплоть до XVI в. проживала в Старом дворце (Сарай-и Атик-и Амира), в здании которого сейчас располагается Стамбульский университет. Позже их резиденцией стал дворец Топкапы. Родив сына падишаху, женщины больше не могли выходить замуж. Первоначально вместе с шахзаде они отправлялись в назначенную им провинцию – санджак, защищали их и помогали им набраться опыта. В конце XVI в. эта система была изменена, и сыновья султана стали воспитываться при дворце. Это привело к росту влияния валиде-султан, а также к борьбе между материями сыновей султана с целью посадить своего отпрыска на трон.
После смерти султана вся женская часть его семьи, включая мать, жен, наложниц и дочерей отправлялись в Старый дворец, где и оставались до конца жизни. Дочери могли покинуть Старый дворец после замужества. И только мать нового султана спустя несколько дней после его восхождения на престол торжественно переезжала в дворец Топкапы. Пребывание в Старом дворце могло затянуться. Например, Салиха Себкати-султан, мать Мехмеда I, прожила в Старом дворце 27 лет, дожидаясь восхождения своего сына на трон.
Пять исторических хаммамов Стамбула.
Падишах назначал управляющего, который должен был вести дела валиде-султан, в том числе финансовые. В истории известно, что некоторые управляющие, используя свое положение, вмешивались в государственные дела, а также серьезно обогащались, так как на содержание валиде-султан выдавались значительные средства. Так, ежедневные расходы Нурбану-султан, матери Мурада III, составляли 2000 акче, Сафие-султан, матери Мехмеда III, 3000 акче. С XVI в. валиде-султан имели доходы с выделяемых им земель, которые тоже могли быть значительными. Например, ежегодный доход Кёсем-султан, матери Мурада IV и султана Ибрахима, достигал 20 миллионов акче. Подарки для матери султана от назначаемых на высокие должности чиновников и иностранных послов были отдельной статьей доходов, достаточно крупной.
В гареме самые роскошные покои после султана принадлежали валиде-султан. Они состояли из спальни, приемного зала, молельной комнаты, бани, комнат для прислужниц и свиты, кладовых и кухни. Появление валиде-султан на людях, когда она отправлялась с визитом во дворец, гуляла в саду, посещала мечеть или султана, обставлялось торжественно. Ее сопровождали высокопоставленные лица империи и гвардия.
Михримах-султан и ее благотворительная деятельность.
Валиде-султан лично занималась всеми делами, связанными с рождением детей султана. Она готовила украшения и одежду для матери и ребенка до этого события и раздавала подарки по случаю рождения.
Валиде-султан, как и когда ее сын был только наследником, так и после его вступления на престол, активно занималась благотворительной деятельностью. Матери падишахов создавали благотворительные фонды – вакфы, строили мечети, медресе, больницы, бани, суфийские текке, уличные фонтаны и т.д.
Вмешательство валиде-султан в государственные дела и появление у них политического влияния как явление возникло в XVI в. Период с конца XVI до середины XVIII в. даже получил название «кадынлар салтанаты» – «женский султанат». В это время значительное влияние на дела государства оказали знаменитая Хюррем, а после такие валиде-султан, как Нурбану, Сафие, Кёсем и Турхан.
Деревня, в которой живут одни женщины.
Когда валиде-султан умирала, то, сообщая об этом, с минаретов крупных стамбульских мечетей произносили «сала» – восхваления Пророку (мир ему). Султан обычно посещал заупокойный (джаназа) намаз по своей матери, но в траурных и погребальных церемониях не участвовал. Заупокойный намаз совершался в разных мечетях.
Исламосфера