Тугра – каллиграфия власти

Музей Востока, расположенный в старинном особняке на Никитском бульваре – одно из самых удивительных мест в Москве. Здесь, как в пещере Али-Бабы, несметное количество сокровищ, которые не просто драгоценны, но обладают способностью уводить в лабиринты сознания и приоткрывать двери в прошлое и будущее. Помимо постоянных экспозиций, представляющих разнообразное искусство народов Востока, здесь проводятся тематические выставки, высвечивающие то или иное явление в богатейшей культуре восточного мира. С таким явлением как тугра с 15 марта по 7 апреля здесь знакомит выставка «Тугра: крымский символ российской государственности». О выставке – в репортаже Аиды Соболевой.


Тугра – это каллиграфически выполненная подпись-монограмма, которой широко пользовались в официальной переписке османские султаны и крымские ханы. Самая ранняя из представленных на выставке тугр принадлежит османскому падишаху Орхану I Гази и датирована 1326 годом. Однако на выставке можно увидеть целую галерею тугр с именами правителей Российского государства в разные эпохи – Михаила Романова, Алексея Михайловича, Петра Великого, Александра Первого, Николая Первого и даже Владимира Путина.
Конечно, тугра нынешнего Президента РФ, выполненная художником Рамилем Насыбулловым, не является официальной подписью, так же, как и тугра президента Татарстана Рустама Минниханова, представленная на выставке. Но на протяжении нескольких веков тугры с именами российских правителей имели тот же статус, что и в Османской империи или в Золотой Орде, и были своеобразным кодом для налаживания межгосударственных и межцивилизационных контактов.

Источник: parstoday.com

«Взаимное проникновение культур, символов и идей, политических практик является многовековой чертой российской и даже шире – всей евразийской цивилизации, – говорится в приветственном послании организаторам выставки от имени муфтия шейха Равиля Гайнутдина, председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации. – В последние годы тема взаимосвязей славянского и тюркского, мусульманского и христианского компонентов в становлении российской цивилизации также привлекает внимание исследователей и широкой публики. Выставка  является прекрасным образцом профессионально и со вкусом выполненной научно-просветительской работы», она «внесет свою лепту в глубокое понимание российским обществом поликультурности как фундаментальной характеристики российской цивилизации и послужит целям консолидации общества», – отмечается в послании.

Источник: parstoday.com

Приветствие главы Духовного управления российских мусульман, оформленное в виде  грамоты, на открытии выставки приняла заместитель директора Музея Востока, искусствовед Татьяна Метакса:
– Выставка вот в таком составе – только тугра, представляющая совершенно великолепных мастеров разных времен, тугра, изображающая императоров российских, ханов – в таком составе она первый раз. Но мы давно и очень плотно работаем с Татарстаном: у нас была совершенно чудесная выставка каллиграфа Владимира Попова в 2000 году, у него были и шамаили, и тугры. Я помню, она занимала три больших зала! У нас была выставка шамаилей, которую мы делали тоже совместно с Татарстаном. В 2014 году была тоже очень интересная выставка «Крымские вышивки», где были экспонаты из Музея Бахчисарая. 
– А как вам эти тугры с эстетической точки зрения?
– Я считаю, что ими можно любоваться. Они очень изящны. Тугра – это такой полет! 

Татьяна Метакса / Источник: parstoday.com

Выставка занимает всего один зал.  Тугры  размещены на постерах  в строго хронологическом порядке, и каждая тугра представлена не только как документ в виде увеличенной фотографии оригинала, но и как отдельная каллиграфическая композиция, выполненная золотыми буквами на темно-зеленом фоне. Экспонаты, которые можно увидеть на выставке, хранятся в нескольких местах –  Российском государственном архиве древних актов, Архиве Российской академии наук, Бахчисарайском историко-культурном и археологическим музее-заповеднике и Государственном архиве Республики Крым.

Источник: parstoday.com

Куратор выставки – известный историк-востоковед, профессор Российской академии наук Илья Зайцев, специалист по восточной археографии, один из руководителей Международного фонда иранистики в Москве. По моей просьбе Илья Владимирович дал некоторые разъяснения для наших радиослушателей:
– Как возникла идея этой выставки. Как вы ее собирали и в чем ее актуальность?
– Собирал я ее несколько лет. Идея о ней пришла ко мне довольно давно. В ходе моей архивной работы попадались образцы тугр, в том числе и русские тугры, которые были созданы для русских государей – поначалу царей, а потом императоров.  И мне было интересно сопоставить эти тугры с той традицией, которая существовала в Крымском ханстве (потому что идея выставки была навеяна именно крымской ханской традицией), а потом и с Османской традицией – как первоначальной. Задача была – показать как русская тугра,  этот язык политической каллиграфии был воспринят в Москве, а потом и в Петербурге, и как он использовался царской имперской властью для общения с мусульманами. И внутри империи, и за ее пределами, потому что мы знаем, что послания с этими туграми направлялись, в том числе, и за пределы Российской Империи – и в Индию, и даже в Монголию, не говоря уже о Средней Азии. 
– Каково было предназначение этих тугр? Это как бы «электронная подпись царя»? 
– Ну да, пользуясь современным языком, можно сказать, что это его «электронная подпись» или его монограмма, или его герб. В России тугры поначалу были не индивидуальные. Там была написана арабская формула «Милостью Владыки миров». Потом уже в России эти тугры стали индивидуальными. Вот мы видим здесь две тугры императора Петра I. Там можно прочитать на староосманском языке «Бурдус аль-Кабир Ибн Алексей…», то есть «Петр Великий сын Алексеевич, султан северных стран и хакан морей». Это на самом деле, его политическая программа. Это одновременно и титул, и подпись и герб. А вот еще одна его тугра, которую изготовили для Петра в 1722 году – во время своего Каспийского похода с помощью этого символа он обращался к мусульманам-шиитам, которые жили в Дербенте и  на побережье Каспийского моря. То есть для него этот символ не был пустым звуком! Петр не так давно, в 1721 году, принял на себя титул императора и, естественно, посчитал необходимым  использовать все атрибуты титула «падишах» на исламском Востоке вблизи Ирана, для того, чтобы показать законность и могущество своей власти. А потом этот знак стал использоваться российскими императорами в Крыму для легализации своей власти среди крымских татар – недавно присоединенного населения Крыма, для того, чтобы показать ему преемственность своей власти отчасти от крымских ханов.

Илья Зайцев / Источник: parstoday.com

Вот две уникальных тугры, которые явно имеют параллели с османскими. Они были изготовлены для императоров Александра I и Николая I. Тугра Александра была сделана уже после его смерти. Эта его посмертная тугра была установлена в 1830 году на фонтане несколькими крымско-татарскими беями в Бахчисарайском дворце в память о посещении этого места Александром I. Тугра была изготовлена из меди и до сих пор сохранилась, к счастью. И возможно, в скором времени она будет установлена там же, на этом фонтане. Было бы очень символично и хорошо, если б это произошло!
А вот тугра Николая. Мы видим, что они очень похожи. Возможно, даже были сделаны одним мастером или по одному образцу. В ней, по сути, та же политическая программа, та же надпись, только имя, естественно, изменено. Все остальное одинаковое – императоры были родственники, родные братья. Этот символ использовался на канцелярских документах, которые выпускали и градоначальник Симферополя, и губернатор Таврической губернии. Эта тугра заверяла официальные документы. Бумага с этим символом печаталась в типографии и выдавалась русским чиновникам, которые путешествовали по Крыму «с казенными надобностями», то есть ездили в командировки. И человек, которому предъявляли этот документ, даже не зная русского языка, понимал, что перед ним представитель власти, обладающий соответствующим мандатом,- сказал Илья Зайцев.

Источник: parstoday.com

На открытии выставки присутствовал Виталий Афиани, советник директора Архива Российской академии наук, заведующий кафедрой археографии РГГУ, почетный член Российской Академии художеств:
– На ваш взгляд, эта выставка какую ценность больше имеет – научную или эстетическую? 
– Вы знаете,  эти знаки – уникальный сплав искусства и документа. С одной стороны это искусство, безотносительно даже к тому, что это каллиграфия. А с другой стороны, это исторические документы определенных исторических эпох. Эти документы отражают и эволюцию тугры во времени, и восприятие этих политических деятелей со стороны, потому что эти «девизы», которые запечатлены в тугре, очень емкие и содержательные, представляют большой научный интерес. Но самое главное: тугры нельзя воспринимать отдельно – или как эстетическое явление, или как какой-то знак на документе, говорящий о том, что какой-то руководитель его завизировал. Это именно сплав исторического документа и уникального художественного произведения,- сказал профессор Виталий Афиани.

Источник: parstoday.com

Источник: parstoday.com

Источник: parstoday.com

Источник: parstoday.com

Источник: parstoday.com

Источник: parstoday.com

Источник: parstoday.com

Источник: parstoday.com

Источник: parstoday.com

Источник: parstoday.com

Источник: parstoday.com

Аида Соболева / Источник: parstoday.com

Аида Соболева / parstoday.com
Комментарии