Птицы в мусульманской культуре: от голубиной почты до мистической символики
Везде в мусульманской культуре присутствуют следы любви к птицам и восхищения ими. Это проявляется в самых разных областях – от арабской каллиграфии до научных рукописей или даже названиях народов, пишут Джем Низамоглу и Халил Шейх.
Птицы упоминаются в Коране и хадисах. Например, в 19-м аяте суры «аль-Мульк» о них говорится как о назидании для людей: «Неужели они не видели над собой птиц, которые простирают и складывают крылья? Никто не удерживает их, кроме Милостивого. Воистину, Он видит всякую вещь».
Птицы фигурируют в историях многих пророков прошлого. Ибрахиму (мир ему) было показано божественное чудо с птицами. Сулейман (мир ему) понимал их язык и назначил удода своим посланцем. А Иса (мир ему) явил чудо людям, оживив глиняных птиц.
Омейядский халиф Умар ибн Абдул-Азиз (682–720), который правил всего через 75 лет после пророка Мухаммада (мир ему), повелел: «Разложите зерна пшеницы на вершинах гор, чтобы не говорили, что птицы остались голодными на земле мусульман…»
Почта
Как и в других культурах, в исламском мире птицы использовались для передачи сообщений и даже «посылок». Египетский историк ан-Нувайри писал, что одному фатимидскому халифу в X в. с помощью птиц доставили вишню из далеких мест: «…было выпущено 600 голубей, у которых к каждой ноге было привязано по вишне в шелковом мешке… [Халифу] [затем] подали большую миску, содержащую 1200 свежих вишен из Ливана».
Полет
Птицы вдохновили мусульманских ученых на разработку приспособлений для полета. Например, андалузский изобретатель и инженер Аббас ибн Фирнас (810-887) на основе анатомии птиц создал летательное устройство, с которым и совершил прыжок с минарета Большой мечети в Кордове. Он продержался в воздухе около десяти минут.
Еще одна попытка была предпринята турецким изобретателем Хезарфеном Ахмедом Челеби (1609-1640). Как сообщает историк Эвлия Челеби (1611-1682), он спрыгнул с Галатской башни в Стамбуле и пролетел над Босфором на аппарате, который был сделан из орлиных перьев.
Литература
Упоминание птиц в стихах, историях и мифах в качестве метафор было литературным приемом для передачи духовных и вдохновляющих тем. Ибн Каййим аль-Джаузия (XIV век) писал:
Сердце подобно птице:
Любовь – ее голова,
А два ее крыла –
Это надежда и страх.
Птицы часто были главными героями разных литературных произведений, давая нравственные уроки как взрослым, так и детям. Среди самых известных из них можно назвать «Калила ва Димна», «Язык птиц» Фарид ад-Дина Аттара, «Ожерелье голубки» Ибн Хазма.
Наука
Птицы упоминаются в научных трудах многих мусульманских ученых, таких как «Китаб аль-хайаван» аль-Джахиза (776-869). Многие из них снабжены иллюстрациями с точными изображениями разных видов пернатых. Это касается не только зоологических трудов, но и астрономических. Например, «Каталог звезд», «Небесные фигуры» и «Книга неподвижных звезд» Абд ар-Рахмана ас-Суфи (903-986) снабжались иллюстрациями с добавлением различных фигур животных, особенно птиц.
Суфизм и мифология
Птицы являются известной метафорой в суфизме. По словам иранского философа Сейида Хоссейна Насра, «…в суфизме под искусством овладения языком птиц, наукой, которой учил Сулейман, подразумевается способность как проникать в значение чужеродных форм, так и понимать значение духовных состояний, через которые должен пройти искатель Истины». Другой подобной метафорой является Симург – птица, имя у которой есть, но самой ее нет. «Считалось, что те, кто раздобыл перо этой птицы, могли постичь величайшую тайну вселенной и бессмертия», – пишет профессор Нил Сари.
В исламской литературе существовали и другие мифические птицы, самых популярных можно найти в «Чудесах творений и диковинках сущего» аль-Казвини (ум. 1283)
Разведение голубей
Голубеводство было популярным занятием в разных странах мусульманского ареала. Этих птиц разводили не только как почтовых, но и для участия в гонках. Эта культура все еще широко практикуется сегодня в исламских странах.
Соколиная охота
Искусство соколиной охоты практиковалось во всей мусульманской цивилизации и существует до сих пор. Конечно, сегодня нет необходимости в добыче пропитания таким образом, но в арабских странах стремятся сохранить такую охоту как часть национального наследия. Кроме того, в некоторых крупных городах мира наблюдается возрождение этой традиции в виде обучения хищных птиц борьбе с сельскохозяйственными вредителями.
Искусство
Птицы – популярный мотив арабской каллиграфии. Мастера-каллиграфы учили своих учеников изучать пернатых и их движения, а затем применять их к определенным арабским буквам. Различные буквы использовались для изображения головы, крыльев, спины или хвоста, таким образом, составлялись целые фразы в виде птиц.
Изображения пернатых можно встретить в самых разных видах искусства – их наносили на ковры, фрески, плитки и т.п. В виде птиц выполнялись курильницы для благовоний, кувшины для омовения, часы, керамические сосуды и другие изделия.
Архитектура
Поскольку птицы считались благородными животными, они присутствуют во многих архитектурных сооружениях исламской цивилизации.
Скворечники были обычным зрелищем в мусульманском мире. Птичьи домики стали одной из форм османского архитектурного искусства. На турецком языке они назывались «дворцами», что вполне справедливо, так как они нередко действительно напоминали по форме дворцы. До сих пор на многих древних зданиях Стамбула и других городов Турции можно увидеть подобные жилища для птиц.
Другим необычным сооружением для пернатых являются голубиные башни Ирана. Так как помет голубей использовался в качестве удобрения, то на полях строили специальные башни для этих птиц высотой от 18 до 21 м.
Все перечисленное – это только несколько примеров того, как птицы повлияли на мусульманскую цивилизацию. Но сейчас нам, возможно, придется приложить дополнительные усилия, чтобы сохранить их присутствие в нашей жизни, чтобы у будущего поколения была возможность искать вдохновение в наших крылатых друзьях.
Исламосфера