Шейх из древнего шотландского рода и утопическая мусульманская деревня в Англии

Ян Даллас или Абдулькадыр ас-Суфи, выходец из одного из старейших шотландских кланов, после принятия им ислама в 1967 г. решил начать совершенно новую жизнь, собрав вокруг себя единомышленников, пишет Нурулла Колташ.


В «Книге чуждых» есть строки: «Несмотря на то, что социология новообращенных мусульман была в какой-то степени изучена, необходимы более глубокие исследования по их психологии. И в первую очередь следует обратить внимание на изменения, переживаемые этими людьми после принятия ислама. Их смело можно назвать «драматическими». Это переезд в исламские страны, смена одежды, прежних привычек… Но среди них есть и еще одно, носящее исключительный характер».

Хамза Юсуф – дервиш эпохи постмодернизма в пустыне смысла.

Ян Даллас, родившийся в Шотландии в 1930 году, тоже пережил эти драматические изменения. Будучи редактором газеты, сценаристом, актером и писателем, он отправился в Марокко в 1967 году, вняв «божественному зову». Приняв ислам в месяц Рамадан в мечети Карауин, он изменил свое имя на Абдулькадыр ас-Суфи, а после резко решил начать новую жизнь. Известен факт, что многие западные новообращенные мусульмане приходят к этому, встав на путь суфизма. Абдулькадыр ас-Суфи не стал исключением. Призывая к истине тех, кто ищет себе наставника, он собрал вокруг себя группу единомышленников на Западе.

Ян Даллас (Ian Dallas, Abdulqadir as-Sufi) - актёр - фильмография - европейские актёры - Кино-Театр.Ру

До принятия ислама Ян Даллас был актером / Источник: kino-teatr.ru

Некоторое время они занимались деятельностью по исламскому призыву в Америке, а затем перебрались в Англию. Свои акции они устраивали в любое время и в любом месте, где у них была возможность, например, в Гайд-парке. Духовные искания того периода Абдулькадыр ас-Суфи описывает в своей «Книге чуждых», впервые изданной в 1972 г.

Как англичанин, любивший вечеринки, стал мусульманским святым в Пакистане.

Считая необходимым жить так, как они верят, последователи Абдулькадыра ас-Суфи создают суфийскую общину, возможно, первую в своем роде в районе Мейда-Вейл в Лондоне, а после, когда их число стало значительным, в 1976 году решают создать «мусульманскую деревню» в Норвиче, в графстве Норфолк. Целью их при этом была возможность жить в соответствии с сунной. Возможно, деревня для них означала новую жизнь, новую идентичность.

Saq1.jpg

Источник: en.wikipedia.org

Хотя говорят «деревня», в действительности Норвич был скорее небольшим городком. Речь идет о общине, исламской коммуне, в которой каждый занят своим делом, и все живут дружно. «Мусульманская деревня», как и традиционный город, состояла из зданий разного назначения, сгруппированных вокруг мечети. Здесь были баня, пекарня, медресе, обсерватория, переплетная и столярная мастерские. Как рассказывают, в деревне имелся свой базар (сук), где работали самые разные ремесленники – от сапожников до мастеров по ковроткачеству. В деревне удавалось поддерживать средний уровень жизни, благодаря умеренным расходам и разделению труда. При этом ее жители использовали современные технологии на минимальном уровне.

Имам Зайд Шакир – новообращенный мусульманин и духовный наставник Мухаммада Али.

В деревню приезжали самые разные деятели, в том числе и из-за рубежа. Здесь одно время жил музыкант Ричард Томпсон, фотохудожник Питер Сандерс и кинорежиссер Джек Бонд. Абдулькадыр ас-Суфи был настолько популярен, что книга «Лейла и Меджнун», которую он подарил Эрику Клэптону, вдохновила последнего на создание песни «Лейла». Утверждается, что режиссер «Звездных войн» Джордж Лукас некоторое время оставался в деревне, занимаясь поисками материала к своему фильму.

The Book of Strangers: Dallas, Ian: 9780887069918: Amazon.com: Books

«Книга чуждых» / Источник: amazon.com

Но, как и все другие аналогичные проекты, мусульманская община Норвича не выдержала испытания временем – просуществовав 10 лет, она распалась. По некоторым слухам, причиной стали внутренние разногласия между её членами. Именно про эту деревню режиссеры Ахмед Пирбукс и Шон Ханиф Уайт сняли документальный фильм «Благословенные чужаки».

Кристиан Боно – исламский проповедник и переводчик Корана на французский язык.

Абдулкадыр ас-Суфи продолжил свою просветительскую деятельность и многое успел сделать за свою долгую жизнь. Кроме мечети в Норвиче, он построил Великую мечеть Гранады и мечеть Джума в Кейптауне, основал Всемирное движение Мурабитун, целью которого является восстановление закята, да’ва (исламского призыва) и байата (присяги верности) эмиру, стал автором многочисленных книг по исламу, суфизму и политической теории, переведенных на разные языки. Последователи, общины которых существуют по всему миру, почитали его как шейха тариката даркавия-шазилия-кадирия.

Скончался Абдулкадыр ас-Суфи 1 августа 2021 года в возрасте 91 года в Кейптауне.

Исламосфера

Комментарии