Тадж – корона дервишей
Нет точных сведений о том, когда особый головной убор, именуемый тадж, фахр или кулях, стал использоваться как символ дервишей. Мустакимзаде в «Рисаля-и таджия» сообщает, что первым суфием, который начал носить такую шапку и надевать ее на своих учеников, был Джунайд Багдади (ум. 297/909). Также он пишет, что до Абу Касима Гургани (ум. 450/1058) суфийские шейхи не носили особых головных уборов. Чтобы отличаться от последователей других течений, Абу Касим Гургани стал носить состоящую из шести клиньев шапку, поверх которой повязывал чалму.
Для доказательства необходимости ношения особых одежд суфии приводили как аяты Корана, например 7-й аят суры “аль-Араф”, где говорится об «одеждах богобоязненности», так и хадисы. Например, о том, что Посланник Аллаха (САВ), чтобы отличаться от многобожников, велел сахабам носить шапочку, на которую повязывали чалму. Или о том, что Мухаммад (САВ) повязал чалму Али (р.а.).
Тийон: исламские истоки афроамериканского головного убора.
Надевание головного убора на себя и на других производилось с соблюдением особых ритуалов. Абу Хафс Шахабуддин Сухраварди пишет, что головной убор на мюрида может надеть только один шейх, ибо это способствует установлению духовной связи между шейхом и мюридом. Возложение головного убора часто происходило на особой церемонии, с произнесением определенных молитв. Это является символом того, что он отказывается от своих дурных качеств и возлагает на себя благой нрав, которому обучал верующих Мухаммад (САВ).
По головному убору можно были определить, к какому тарикату принадлежит дервиш. Как правило, он состоял из шапки, на которую наматывали чалму. Шапка имела свой специфический крой – верхняя ее часть (в турецких тарикатах – кубба), состоящая из определенного число клиньев, насаживалась на околыш (в турецких тарикатах околыш именовался лянгяр). Околыш символизировал «дом шариата», а клинья – «купол тариката». На шапку, образуя чалму, наматывалась ткань, которая именовалась «исаба». Свисающие концы чалмы назывались «тайласан» или «рисаля». Способы наматывания чалмы отличались в разных тарикатах. В зависимости от формы она могла именоваться «амамой», «дастаром», «фанаи». Такие головные отличались также по цвету – они могли быть белого, зеленого, черного цвета.
Как одевались в Османской империи?
Во всем этом заключался свой символический смысл. Яхъя Агях Эфенди в своем «Асрар-и тадж-и саадат» раскрывает один из них. Согласно ему, точка на макушке шапки, в которой сходятся клинья шапки, символизирует единственность Всевышнего. Сами клинья указывают на множественность сотворенных. А соединение клиньев с околышем – на проявление единственности во множественности.
В таких тарикатах, как шазилия, химмития, мевлевия шапки были цельнокроеными, без клиньев. Согласно этим тарикатам, такие шапки символизируют Пророка Мухаммада (САВ) как самого возвышенного пророка и святого. Согласно Мустакимзаде, не имеющие клиньев шапки символизируют тайну абсолютной единственности Всевышнего.
Последний мастер малайзийского сонгкока рассказал о своем ремесле.
Дервиши из тарикатов кадирия, каландария, ветви узбекия тариката накшбандия носили шапки, сшитые из двух клиньев, что было символом единения сущности Всевышнего и его атрибутов. В тарикатах кадирия и накшбандия были распространены шапки из трех клиньев, которые именовались «сиккаи-и захаби» или «тадж-и адаб», а также шапки из четырех клиньев, которые символизировали шариат, тарикат, марифат (духовное познание) и хакикат (истину). Яхъя Агях пишет, что такую шапку первым начал носить Абдулькадир Гилани. Наибольшее число клиньев (двенадцать и тринадцать) имели шапки тарикатов рифаия, бадавия, дасукия, садия и джальватия.
Еще одним элементом, по которому головные уборы разных тарикатов отличались друг от друга, была пуговица, монета, символические фигуры или украшения в виде розы, которые нашивались на макушку шапки, к месту соединения клиньев. Это служило символом «света Мухаммада». Впервые символические фигуры и украшения в виде розы стали использоваться в тарикате кадирия. Это могли быть пяти-, шести- или семиконечные звезды, узоры с виде листьев и розы. Пуговица символизировала единственность Аллаха.
Борьба палестинской семьи за сохранение национального символа.
Традиция возложения ритуального головного убора сохраняется в исламском мире. Например, в Турции проводится церемония возложения короны на хафизов после завершения ими заучивания Корана. Истоки это традиции следует видеть в суфийской практике, так как на турецком языке как корона, так и суфийский головной убор имеют одно и то же название – “тадж”
Исламосфера